Н. В. Дуда
Английская поэзия XVII века в сольных светских песнях Генри Перселла
В статье исследуются тексты поэтов современников Перселла, послужившие литературной основой для светских внетеатральных песен «Британского Орфея». Список мастеров слова включает имена, весьма известные любителям поэзии времен Реставрации, – это Абрахам Каули, Чарльз Седли, Екатерина Филипс, Томас Стэнли, драматурги Джордж Этеридж, Уильям Конгрив, Наум Тейт, Томас Дурфи, а также менее известные сочинители – Мэтью Прайор, редактор популярного лондонского журнала «Gentleman`s Journal» Питер Энтони Матто, Энн Уортон и др. Автор полагает, что доминирующими факторами в выборе текста являлись популярность поэта и легкость переложения стихотворных строк. Тем не менее, для современного читателя и слушателя поэтическая лирика Реставрации обладает несомненной художественной и исторической ценностью, отражая, порой в незатейливых на первый взгляд стихах, вкусы и эстетические приоритеты эпохи. В статье освещаются основные образные сферы песен Перселла, связанные, с одной стороны, с эротической поэзией поэтов-остроумцев, а с другой, – с темой природы и одиночества, с мотивами печали и утраты, с траурной символикой. Стихотворения изобилуют намеками на поэзию Шекспира и поэтов-кавалеров первой половины XVII столетия, вызывают ассоциации с древнегреческой и древнеримской поэзией, наводя невидимые мосты между сочинениями Анакреона, Феокрита и Горация и образованными слушателями времен Перселла, которые, несомненно, знали античные произведения наизусть. Интеллектуалы из окружения Перселла наверняка могли оценить и прямые цитаты из Шекспира, как в случае с песней «Коль музыка есть пища для любви».
Ключевые слова
поэты Реставрации, Генри Перселл, сольная светская песня, английский либертинаж.
Для цитирования
Дуда Н. В. Английская поэзия XVII века в сольных светских песнях Генри Перселла // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 26–31.