А. Денисов
Критерии плагиата в музыкальном искусстве: исторический аспект проблемы
В статье анализируются трактовки явления заимствования в различные эпохи развития музыкального искусства, в первую очередь барокко и XIX века. Показано, что неоднозначность конкретных трактовок данного явления обусловлена: 1) отсутствием четких «формальных» критериев творческой оригинальности, значительно большей свободой в обращении с чужим материалом в художественном творчестве по сравнению с научным; 2) исторической изменчивостью в трактовке границ оппозиции «свое/чужое», их подвижностью. Рассматриваются также эстетические аспекты проблемы новизны творчества и плагиата. Показано, что историческая изменчивость в интерпретации заимствований отражает трансформации, происходившие в системе музыкального мышления в целом. Так, в эпоху барокко критерий оригинальности заключался в искусстве развития тематизма, происхождение которого не имело первостепенного значения.
В ХIХ веке для композиторов оказывается важной индивидуальная репрезентативность материала, можно даже сказать – его уникальность. В целом, интерпретация форм заимствований в разные исторические периоды определяется двумя видами контекста: конкретным художественным и общеисторическим. Установлены критерии, позволяющие дифференцировать различные версии заимствований в музыке: осознаваемый / неосознаваемый характер проявления; масштабы самого заимствования (от отдельной темы до целой композиции); степень трансформации первоисточника; акцентирование оригинальности тематического материала / особенностей его преобразования. На основе данных критериев, ситуация плагиата определяется как присвоение чужого целостного текста без изменений в его структурно-смысловой организации. В заключение ставится вопрос о применении анализируемого понятия в искусстве ХХ–ХХI веков.
Ключевые слова
плагиат, заимствование, оригинальность, переработка, индивидуальность, творчество.
Для цитирования
Денисов А. В. Критерии плагиата в музыкальном искусстве: исторический аспект проблемы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 41–46.