Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






С. Лаврова

Пространственный жест в музыке Беата Фуррера

Публикуемая статья посвящена феномену пространственного жеста. В связи с определением сущности данного явления и характеристикой соответствующего понятия приводится терминология из области электроакустической музыки, в частности, классификация пространственных жестов, разработанная Деннисом Смолли. В процессе анализа обнаруживается преемственность концепций звукового пространства и временных структур, реализуемая в творчестве австрийского композитора Беата Фуррера. Для него работа с пространством становится основополагающим концептом, а пространственные жесты – сущностью музыкального материала. Автор статьи предлагает специальный термин «пространственная мелодия», позволяющий усматривать в совокупности пространственных жестов некий тип структурирования, связанный с традицией. «Пространственная мелодия» Б. Фуррера продолжает концептуальную линию, устремленную от шенберговской Klangfarbenmelodie через «структурную мелодию» Х. Лахенмана к современной эпохе. Структурирование при помощи механизма «временной сетки» Zeitnetz находит у Б. Фуррера аналогию в пространственной диспозиции жестов. Принципы взаимодействия пространственных жестов, оттачиваемые в инструментальных сочинениях указанного композитора, в дальнейшем получают развитие в его более крупных произведениях – операх. Для творческого процесса Б. Фуррера в целом характерна углубленная «проработка» элементов, созданных в инструментальных композициях, с последующим применением аналогичных методов пространственной драматургии и соответствующего материала в операх, где указанные элементы фигурируют в новом качестве. Исследователь отмечает, что подобное становление образов в произведениях Б. Фуррера находит определенное отражение и в тематике, смежной с изобразительным искусством и поэзией: в процессе вербализации музыка, создаваемая Б. Фуррером, обретает визуализированные формы.

Ключевые слова

звуковое пространство, пространственный жест, композитор Беат Фуррер, постсериализм, пространственная мелодия.

Для цитирования

Лаврова С. В. Пространственный жест в музыке Беата Фуррера // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 63–73.

DOI

10.52469/20764766_2022_01_63