В. Безменов
Digital-опера: проблемы и перспективы развития жанра
В статье исследуются новые ракурсы оперного жанра в медиаэпоху. Современные медиатехнологии привнесли в оперный театр новые возможности, одной из которых является цифровая опера. Данный жанр принимает различные формы – от включения перформативных элементов, связанных с активностью зрителя, до модели квеста (игры в персональном устройстве, смартфоне, в специальном приложении). Цифровая опера, наряду с характером восприятия, изменяет и способ создания произведения. Зрители принимают активное участие в представлении, и роли участников постановки кардинально переосмысливаются. Опыт создания художественного целого приобретает сетевой, зачастую асинхронный характер, становясь независимым от традиционных театральных выразительных средств и приближаясь к стратегии видеоигр. Речь или вокализация, повсеместно присутствующие в данном жанре, могут быть реальными или моделироваться в электронных средствах. В настоящей статье анализируются оперы для мобильных устройств, которые становятся сегодня одним из интенсивно развивающихся новых жанров. Автор статьи подчеркивает, что новые формы цифровой оперы окончательно порывают с идеей авторского музыкального произведения и превращают прежний жанр в современный квест для пользователя смартфона – квест, развертываемый по правилам компьютерной игры на экране и в большинстве случаев опирающийся на персональные плейлисты участников. Значимость социальных аспектов оперного жанра, представленного в таком необычном ракурсе, возрастает по мере того, как зрители осознают свою вовлеченность в указанный процесс. Пользователь вступает в личные отношения «один на один» с квестом под условным названием «опера», что порождает для самого участника многочисленные возможности творческого контроля собственной включенности в процесс создания произведения.
Ключевые слова
опера для мобильных устройств, персональная опера, искусство новых медиа, цифровое искусство, Тод Маховер, Яакко Нусиайнен.
Для цитирования
Безменов В. С. Digital-опера: проблемы и перспективы развития жанра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 91–98.