М. Порубина
Вокальная миниатюра Эрика Сати: между пародией и абсурдом
В предлагаемой статье впервые в отечественном музыковедении исследуется та область вокального творчества французского композитора Эрика Сати, в которой характер музыкально-поэтического диалога определяется поэтикой пародии и абсурда. С помощью междисциплинарного подхода, синтезирующего традиционные методы музыковедения с методологией и аналитическими приемами литературоведения, лингвистики, теории стихосложения, автор статьи раскрывает разные грани образно-семантического содержания поэтических первоисточников, к которым обращался Эрик Сати, а также закономерности их воплощения в песнях композитора. В качестве теоретической базы для исследования этого аспекта избираются труды отечественных авторов, посвященные анализу функционирования важнейших механизмов пародирования и абсурдизации в разных видах искусства, но прежде всего в музыке (А. Денисов, О. Соломонова, А. Великовский и др.).
В основной части статьи последовательно, сначала на примере пародийных песен, а затем вокального абсурдистского цикла «Ludions», освещается координация планов содержания и выражения. Эстетические установки авторов стихов, нацеленные либо на сатирическое обличение устоявшейся системы ценностей через травестию, гротеск, гиперболизацию, избыточную детализацию (в процессе пародирования), либо на полную дезинтеграцию рационально-логических связей на семантическом и языковом уровнях (в процессе абсурдизации), оказываются созвучными композиторской интерпретации данных текстов. Особые приемы, используемые Эриком Сати, среди которых ведущими являются принципы обманутого ожидания, совмещения несовместимого, дискоординации музыкального и внемузыкального планов, звукоизобразительности, гиперболизации через повторность, создают глубинную сопряженность музыки и слова, способствующую сохранению заложенного в первоисточнике пародийного или абсурдистского модуса.
Ключевые слова
Эрик Сати, пародия, абсурд, вокальное творчество, песня, комическое, музыкально-поэтический диалог.
Для цитирования
Порубина М. В. Вокальная миниатюра Эрика Сати: между пародией и абсурдом // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С. 99–105.