Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






О. С. Михайлова

Концепция библейского историзма в опере «Всемирный потоп» Г. Доницетти

Статья посвящена специфике воплощения ветхозаветного сюжета в опере «Всемирный потоп» Г. Доницетти. Произведение анализируется сквозь призму концепции библейского историзма. Последняя раскрывает главную смысловую идею Священного повествования, определяющую драматургическую выстроенность оперы на всех уровнях. Отмечается, что данная концепция в целом характерна для итальянского оперного жанра первой половины XIX века. В русле таковой воссозданы ветхозаветные события и в других операх данного периода – «Кире в Вавилоне» и «Моисее» Дж. Россини и «Навуходоносоре» Дж. Верди. Все сюжеты названных произведений объединены идеей исторического перелома, обусловленного конфликтной ситуацией с последующим разрешением. Конфликт, доведенный до уровня «катастрофы», связан с идеей нарушения человечеством Божественных Заповедей и грядущей Карой. Автором статьи исследованы типы источников, использованные Г. Доницетти при работе с либретто оперы «Всемирный потоп», проанализированы концептуальная идея, драматургические составляющие, а также главные образы произведения. Библейское событие, положенное в основу данной оперы, определяется как конфликтное, связанное с накоплением греховной энергии до кульминационного предела. Автор статьи выявляет, что драматургия сочинения выстраивается на конфликтном противостоянии двух сфер: грешной (гибнущий мир во главе с сатрапом Кадмо) и праведной (спасающийся мир в лице Ноя и его семьи). На основе проведенного анализа автор статьи приходит к выводу о наличии в опере двух сценических планов: первый связан с воплощением подлинного библейского события, второй – с его мифологизированным вариантом, в котором тема Божественного наказания раскрыта через судьбы отдельных вымышленных героев.

Ключевые слова

опера, Всемирный потоп, Ной, Г. Доницетти, концепция, библейский историзм, конфликтное событие, либретто, Промысел Божий, предопределение исторического пути.

Для цитирования

Михайлова О. С. Концепция библейского историзма в опере «Всемирный потоп» Г. Доницетти // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 14-21.

DOI

10.52469/20764766_2022_02_14