Сюй Яньпин
Западные миссионеры в продвижении европейской хоровой культуры на территории Китая
До недавнего времени считалось, что история китайского хорового искусства берет свое начало с реформ конца XIX века, когда на авансцене музыкального мира Китая появились первые школьные песни. Но все больше историков и музыковедов разных стран подчеркивают роль христианских миссионеров как одну из значительных в данном вопросе. В этой связи рассматривается вопрос о важности миссионерской деятельности по отношению к китайской музыкальной культуре и приводится информация о развитии гимнографии в Китае на отдельных этапах ее развития – в период с VII по XIX вв. Особое внимание уделяется деятельности христианских миссионеров Дж. Монтекорвино, М. Риччи, Н. Лонгобардо, Э. Инсли, которые публиковали сборники гимнов с прилагаемыми методическими материалами по обучению базовым навыкам хорового пения. Акцентируется внимание на трудах миссионеров Томаша Перейры (1645–1708) и Теодорико Педрини (1671–1746), которые содействовали китайским музыкантам Хэ Гоцзуну и Мэю Гучену в написании первого масштабного труда под названием «Общая унификация песен». Анализу подвергается и роль «Сборника гимнов» Р. Моррисона.
Подтверждение важной роли христианского гимнотворчества в становлении хоровой культуры Китая содержится в работах Д. Бейса, Д. Шена, М. Штауффера, утверждающих, что благодаря созданным миссионерами условиям к концу XIX века в стране начинают исполняться крупные хоровые произведения западных композиторов, в частности, оратория Г. Ф. Генделя «Мессия». В качестве доказательного вывода отмечается, что в созданных миссионерами школах дети Китая получили возможность обучаться музыке, благодаря чему национальные композиторы обратились к освоению западной хоровой музыки, которая стала исполняться по всей стране.
Ключевые слова
гимнография, миссионерская деятельность, музыкальное искусство, хор, сборники гимнов.
Для цитирования
Сюй Яньпин. Западные миссионеры в продвижении европейской хоровой культуры на территории Китая // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 31-37.