В. О. Пигулевский
Сказка Льюиса Кэрролла в контексте модерна и постмодерна
Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» рассматривается как модель, предвосхищающая эксперименты модерна и постмодерна. Задачей статьи является анализ проблем, возникающих по отношению к тексту, – вопросы психолингвистики, иконографии и перевода в контексте модерна и постмодерна. В отличие от романтизма, где доминирует переживание, которое стимулирует воображение, универсум сконструирован рационально. Определенная обособленность позволяет трактовать сказку как метаромантизм. Иррациональные фрагменты текста привлекали сюрреализм. Однако сюрреалистические метафоры сказки также сконструированы рационально. Анализ текста «Jabberwocky» позволяет трактовать сказку как метамодерн. Приводится фрагмент текста, который может служить моделью интертекстуальности в ситуации постмодерна. Это позволяет трактовать сказку как метапостмодерн. В ходе анализа вычленяются три проблемы: психолингвистика парадокса, проблема перевода лингвистических ребусов и вопрос иллюстрации нонсенса. Визуальное искажение пространства, расширение сознания, инверсия времени, вера в невозможное предстают стимулами творческих способностей. Проблема перевода возникает в связи с вымышленными персонажами, игрой слов, иррациональным текстом «Jabberwocky». Метафоры образованы не эмоциональными движениями души, а рациональными лингвистическими конструкциями. Фонетическое звучание имени «Jabberwocky» и семантика слов стихотворения находятся в разных измерениях. Поэтому перевод требует разборки словесных конструкций, а имя трактуется достаточно произвольно. Проблема иллюстрации парадокса, нонсенса и игры слов решается путем использования сюрреалистических приемов, пластической деформации, коллажей и гибридов. В итоге, фрагменты сказки предстают как креативные модели модерна и постмодерна, занимая положение метанарратива.
Ключевые слова
сказка, текст, нонсенс, парадокс, игра слов, иллюстрация, интерпретация.
Для цитирования
Пигулевский В. О. Сказка Льюиса Кэрролла в контексте модерна и постмодерна // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 63-68.