Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. С. Мироненко

Рождение нового композиторского имени в контексте постмодерна – метамодерна: Михаил Ротарь из Республики Молдова

Музыкальная культура рубежа ХХ–ХХI веков представляет собой очень сложное, противоречивое, мозаичное пространство, в исследованиях которого используется термин «культурная парадигма». При этом понятие музыкального постмодерна как парадигмы достаточно откристаллизовалось и устоялось в научном музыкознании, тогда как вопрос: что же такое метамодерн в музыке? – до сих пор ожидает ответа. Представляется вполне закономерным, что к феномену метамодерна исследователи-музыковеды в настоящее время проявляют особый интерес. Данная статья посвящена рассмотрению дискуссионных проблем музыкального метамодернизма и их индивидуального разрешения в новейших композиторских опусах. В центре внимания автора – симфоническая поэма «Camera оbscura» молодого композитора М. Ротаря (р. 1996), фактического ровесника музыкального метамодернизма, автора «посткультурных» сочинений, не раз отмечавшихся жюри композиторских конкурсов в странах СНГ. По мнению исследователя, аналитическое рассмотрение данного произведения может способствовать осмыслению важнейших аспектов музыкальной поэтики метамодернизма. Исходя из этого, начальный раздел статьи связан с наиболее дискуссионными вопросами изучения актуального феномена музыкального метамодернизма, естественно возникающими в рубежный период «межпарадигмальности» (термин Т. Сидневой) и перехода от постмодерна к метамодерну. Следующий раздел кратко представляет творческий портрет М. Ротаря – композитора из Молдовы, с выявлением глубинных истоков художественной концепции данного сочинения. Третий, аналитический раздел призван содействовать выявлению параллелей между музыкально-выразительными средствами «Camera оbscura» и музыкальной поэтикой метамодернизма («новая простота», «новая искренность», «новая эмоциональность», реализуемая в «метамодернистском аффекте», «кризис идеи развития» и др.).

Ключевые слова

культурная парадигма, постмодернизм, метамодернизм, музыкальная поэтика, композитор Михаил Ротарь, «Camera оbscura».

Для цитирования

Мироненко Е. С. Рождение нового композиторского имени в контексте постмодерна – метамодерна: Михаил Ротарь из Республики Молдова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 76-85.

DOI

10.52469/20764766_2022_02_76