Г. Р. Тараева
Отечественная музыкальная наука в диссертационном пространстве
В статье представлен обзор отечественных диссертационных исследований о музыке за последние полвека с целью анализа, оценки, обозначения перспектив. Предложено относить эти исследования не к науке, подразумевающей обязательность открытий в наблюдаемых явлениях, а к области квалификационной процедуры современных педагогов вуза. Анализ фокусируется на музыкальном материале и проблематике – теоретически обозначаемых ракурсах исследования. Тематика диссертаций освещается в связи с важнейшими объектами: композитор, произведение, структурные элементы его звуковой формы, исполнительство, исторический контекст музыкальной культуры. Для большей убедительности и конкретности обзора избраны временные отрезки в пять лет – первая половина 1980-х годов и последние пять лет нынешней эпохи. Подробная характеристика исследований позволяет сделать выводы об определенной инерционности избираемых соискателями научных объектов и проблематики. Эта оценка позволяет констатировать закономерную «вторичность» диссертационных работ по отношению к собственно музыкальной науке. Естественность процесса заключается в принципиальной направленности авторов – вузовских преподавателей – не на открытия, а на усвоение содержания и методологии отечественного музыкознания. Инерционность современной науки о музыке объясняется отсутствием реакций на главный фактор – изменения в системе музыкальной культуры. Поэтому перспективы диссертационных исследований ставятся в прямую зависимость от необходимости для музыковедения объяснять механизмы возникновения новых явлений и процессов. Подразумеваются заметный спад интереса отечественной аудитории к филармоническим залам, вытесняемого музыкальными событиями в компьютерном пространстве (в том числе при помощи гаджетов), новый пласт специфического «любительского музицирования» – Интернет-визуализации, медиа в педагогике и др.
Ключевые слова
наука о музыке, отечественная система научной квалификации, тематика и проблематика диссертационных исследований о музыке.
Для цитирования
Тараева Г. Р. Отечественная музыкальная наука в диссертационном пространстве // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 86-94.