Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. А. Кухта

К проблеме изучения музыкальных объектов в истории академической музыки

Статья посвящена использованию различных предметов немузыкального назначения в академической музыке. Исполнительство на подручных предметах было известно еще в древние времена; с XIX века названные предметы фигурируют в композиторском творчестве. Эстетика шума XX столетия явилась мощным импульсом, способствовавшим усилению роли подобных предметов в музыке, вплоть до того, что именно для них создавались отдельные композиции. Сегодня подручные предметы конкурируют с музыкальными инструментами и компьютерными технологиями, выдвигаются современными композиторами в качестве солирующего или ведущего инструментария отдельных произведений, наделенного специфическими выразительными средствами и тяготеющего к определенным исполнительским приемам. Органологи и музыковеды чаще всего относят указанные предметы к числу музыкальных инструментов, обычно шумовых ударных, отмечая их необычные (нестандартные, неклассические) свойства. При этом последние соотносятся с проявлениями народного миросозерцания, «музыкально-цирковыми» эффектами и др. Автором статьи предлагается новый подход к проблеме «случайных» предметов, используемых в музыке. Речь идет о формировании самостоятельной инструментальной группы под названием «музыкальные объекты». В статье предложена авторская дефиниция музыкального объекта, освещены терминологические нюансы данного именования, выявлены исследовательские дисциплины, которые обращаются к изучению соответствующих инструментов. Кроме того, обозревается история использования музыкальных объектов в художественной практике с древних времен до наших дней, идентифицируется статус данных объектов в контексте различных эпох, художественных тенденций или в рамках творчества отдельных композиторов (П. Шеффер, Дж. Кейдж, Д. Лигети, М. Кагель, М. Майерхофф, Х. Геббельс, Д. Курляндский, Г. Дорохов и др.).

Ключевые слова

музыкальные инструменты ХХ века, «конкретная» музыка, шумовой инструментарий, музыкальные объекты, инструментальный театр.

Для цитирования

Кухта В. А. К проблеме изучения музыкальных объектов в истории академической музыки // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 55-63.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_55