Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. В. Шадрина

Хоровые концерты Божественной литургии: уходящая традиция

Статья посвящена формировавшейся на протяжении второй половины XVIII–XIX вв. литургической традиции исполнения духовных хоровых концертов в отечественных православных храмах. Выявляется практическая обусловленность данной традиции, соотносимая с необходимостью литургических действий в алтаре, которые совершаются священнослужителями после Евхаристии. В связи с этим, обосновывается преимущественное использование композиторами циклической трехчастной формы в указанных сочинениях. Духовные концерты на протяжении полутора столетий были традиционной составляющей праздничных богослужений, совершавшихся в соборных храмах Русской православной церкви. Обилие хоровых сочинений этого жанра благоприятствовало их исполнению во время Божественных литургий воскресных дней, что стимулировало поддержание высокого профессионального уровня певчих и регентов. По мнению исследователя, анализ текстов, избираемых композиторами для создания духовных концертов, позволяет скорректировать распространенную идентификацию последних как паралитургических сочинений: подавляющее большинство названных текстов относится к литургической сфере (Псалтирь, стихиры, кондаки). Приводимый репертуарный список указанных концертов, опирающийся на изучение многолетней богослужебной практики кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону), свидетельствует, что в связи с Пасхой, двунадесятыми и великими праздниками обычно исполнялись произведения А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского и С. А. Дегтярева. В отдельных случаях, при отсутствии концертов соответствующей тематики у перечисленных композиторов, привлекались сочинения Дж. Сарти, А. Ф. Тица, С. И. Давыдова, А. А. Архангельского и свящ. Г. Извекова. Традиция исполнения духовных концертов во время праздничных богослужений оставалась незыблемой в соборах Русской православной церкви до конца 1990-х гг. В настоящее время под влиянием ряда обстоятельств (в частности, преобладания регентов, формировавшихся вне указанной традиции), литургическая функция подобных сочинений либо «минимизируется», либо уходит в прошлое, что негативно сказывается на профессиональных навыках отечественных церковных хоров.

Ключевые слова

жанр духовного хорового концерта в России, литургическая традиция исполнения духовных концертов, паралитургические жанры, ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, духовные концерты А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, С. А. Дегтярева.

Для цитирования

Шадрина А. В. Хоровые концерты Божественной литургии: уходящая традиция // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 71-78.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_71