Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. В. Дуда

«The Queen’s epicedium» Джона Блоу и Генри Перселла (к вопросу о топике траурной музыкальной элегии эпохи Реставрации)

Статья посвящена анализу траурных элегий Джона Блоу и Генри Перселла в аспекте топики траурной элегии в эпоху Реставрации (1660–1700 гг.). Автор публикации полагает, что содержательный аспект элегий такого рода не только диктовался музыкально-поэтической традицией, но и был обусловлен непростой политической ситуацией в Англии указанного периода. Окружению царствующего короля Вильгельма III требовался убедительный нарратив о закономерности положительных изменениий в политике и жизни государства в результате прихода к власти династии Оранских и о бесспорной роли Провидения. В произведениях, избранных предметом настоящего исследования, не просматриваются аллюзии на исторические события, что могло послужить политическим намеком, однако роялистская позиция придворных музыкантов выражена достаточно ясно. Одновременно композиторы проявляют себя как приверженцы академической музыкальной традиции в сочинении траурных королевских панегириков, на что указывают уравновешенность и симметрия музыкальной формы, использование жанровой основы менуэта как намека на аристократическую персону, введение элементов музыкального языка, закрепивших за собой семантику печали и скорби, и т. д. Автор статьи приходит к выводу о том, что, придерживаясь рамок и законов жанра, Блоу и Перселлу удалось создать совершенно непохожие друг на друга сочинения. И если Блоу выглядел в данном соревновательном дуэте более консервативно, то Перселл смог создать невероятно лирическое, глубоко эмоциональное произведение с ощутимым влиянием драматической итальянской оперной стилистики. Существенной характеристикой элегий на смерть королевы Марии автор публикации считает наличие признаков нарождающейся сентиментальности и фомирование внутри исследуемого жанра лексического и музыкального «словаря» новой сентиментальной чувственности.

Ключевые слова

траурная элегия, Реставрация, Генри Перселл, Джон Блоу, английский сентиментализм.

Для цитирования

Дуда Н. В. «The Queen’s epicedium» Джона Блоу и Генри Перселла (к вопросу о топике траурной музыкальной элегии эпохи Реставрации) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 116-121.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_116