Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Ма Инцзюнь

«Песни без слов» Феликса Мендельсона (к истории формирования жанра)

Статья посвящена жанру песни без слов, который сложился в творчестве Ф. Мендельсона и впоследствии стал неотъемлемой частью фортепианного концертного и педагогического репертуара. Мендельсоновские «Песни без слов» явились красочными и выразительными зарисовками жанровых сцен и картин природы, перекликающихся с глубоко личными душевными состояниями, чувствами и эмоциями. Значительной степенью субъективности, глубоким проникновением в сокровенный мир человека, определенным тяготением к уходу в себя предопределяются значимые качества жанра – камерность, элегичность, созерцательность. Отсюда проистекает ярко выраженный контраст между блестящим концертным репертуаром романтической эпохи, подразумевавшим эффектность и масштабность исполнения, и «Песнями без слов», простыми, безыскусными, внешне простыми в техническом отношении, настраивающими интерпретатора и слушателя на общение с музыкой в интимном дружеском кругу или полном одиночестве.

Анализ композиционных параметров, особенностей фактурного изложения и образного строя указанных пьес Мендельсона позволяет прийти к выводу, что они были преемственно связаны с популярными жанрами фортепианной музыки первой трети XIX столетия: листком из альбома, багателью и «характеристическим» этюдом, а также с романтической «версией» ноктюрна. При этом в творчестве Мендельсона песня без слов не только обрела жанровую «автономию», но и достигла высот подлинной художественности.

Автором статьи рассматривается процесс формирования песни без слов в обширном жанровом пространстве фортепианной миниатюры и затрагивается причина особой востребованности жанра в эпоху романтизма. Затрагивается вопрос о вероятном программном содержании «Песен без слов» в контексте отношения композитора к программности вообще. Подчеркивается важность более широкого включения указанных фортепианных пьес Мендельсона в современный концертный и педагогический репертуар.

Ключевые слова

музыкальная культура эпохи романтизма, фортепианная миниатюра, Ф. Мендельсон, «Песни без слов», бидермейер, концертный и педагогический репертуар.

Для цитирования

Ма Инцзюнь. «Песни без слов» Феликса Мендельсона (к истории формирования жанра) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3. С. 122-126.

DOI

10.52469/20764766_2022_03_122