Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. Л. Сокольвяк

Об инструментальных средствах выразительности Второго квартета (на кабардино-балкарские темы) С. С. Прокофьева

В статье рассматриваются особенности инструментальных средств выразительности Второго квартета (на кабардино-балкарские темы) С. С. Прокофьева, чье творчество предстает ярчайшим явлением мировой музыкальной культуры минувшего столетия, вызывая пристальное внимание современных музыковедов, исполнителей и слушателей. По наблюдениям исследователей, Прокофьев не был «камерно мыслящим» композитором, однако каждый из его камерно-инструментальных ансамблей концентрирует в себе характерные черты стиля мастера, где органично сочетаются классическое и новаторское, а оригинальные художественные идеи находят самобытное воплощение. Не стал исключением и Второй квартет (на кабардино-балкарские темы), созданный в результате знакомства композитора с фольклором кавказских народов в 1941 году во время эвакуации в Нальчике. Это первый в отечественной истории жанра опус, основанный на подлинных народных мелодиях восточных танцев, уникальность которого заключена не только в самобытности художественной идеи, но и в средствах ее выражения. Тончайшая проработка штриховой техники и разнообразие штриховых комбинаций, оригинальные сочетания традиционных и мало используемых в квартетном музицировании штрихов с различными приемами игры и способами звукоизвлечения, с одной стороны, служат воплощению интонационных и ритмических особенностей танцев восточных народов, а с другой, – имитируют звучание народных щипковых, духовых и ударных инструментов, создают эффекты, свойственные народному музицированию.

В заключении статьи отмечается, что Второй квартет (на кабардино-балкарские темы) стал уникальным образцом жанра: впервые обратившись преимущественно к танцевальному фольклору, Прокофьев обогатил и расширил темброво-колористические возможности смычкового ансамбля, разносторонне раскрыл его образно-художественный и технический потенциал. В то же время Второй квартет Прокофьева стал своего рода камерно-инструментальной летописью военных лет, в которой посредством обращения к музыкальным истокам кавказского фольклора выражено всеобщее единение и сплоченность многонациональной страны перед ужасами и бедствиями общечеловеческого масштаба.

Ключевые слова

С. Прокофьев, струнный квартет, смычковый ансамбль, инструментальные средства выразительности.

Для цитирования

Сокольвяк Н. Л. Об инструментальных средствах выразительности Второго квартета (на кабардино-балкарские темы) С. С. Прокофьева // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 5-12.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_05