Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






И. В. Копосова

Программность и ее функции в сочинениях для домры Григория Зайцева

Программность стала одной из характерных черт современной инструментальной музыки. В настоящей статье особенности взаимодействия программных средств разного рода показаны на примере произведений Григория Зайцева (род. 1983), а именно трех домровых сочинений, принадлежащих к наиболее значительной части творчества композитора, – музыке для народных инструментов: это соната-каприс «Иродиада» для малой домры соло (2010), концерт-симфония «Гранатовый сад» для малой домры и симфонического оркестра (2012) и соната «Tria Prima» для малой домры и баяна (2019). При анализе названных сочинений ставились вопросы об особенностях программы, вариантах ее представления и функционирования в музыкальном тексте. Накопленные наблюдения позволили прийти к выводу о том, что, с одной стороны, композитор трактует программу и ее возможности достаточно традиционно, активно обращаясь к сложившимся в истории музыки средствам картинной и сюжетной программмности. С другой стороны, опусы Г. Зайцева имеют ряд специфических особенностей. Используемый композитором комментарий в силу разных причин уходит от однозначности, благодаря чему в восприятии каждого опуса задается установка на активную исполнительскую, слушательскую, исследовательскую интерпретацию. Размах программных замыслов становится одним из средств, позволяющих достичь глубины и концепционности используемых жанров – сонаты и симфонии. Программа становится стимулом для расширения привычной домровой образности и обогащения исполнительских приемов, применяемых в репертуаре инструмента. Наконец, программные заголовки репрезентируют самобытность композитора и, в частности, дают определенные основания считать Зайцева автором, отражающим дух эпохи метамодерна, что выражено в близости его творчеству таких установок, как возрождение искренности, нарратива, неоромантизма.

Ключевые слова

Григорий Зайцев, программная музыка, соната-каприс «Иродиада», концерт-симфония «Гранатовый сад», соната «Tria Prima», метамодерн.

Для цитирования

Копосова И. В. Программа и ее функции в сочинениях для домры Григория Зайцева // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 13-24.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_13