Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






К. А. Жабинский

Григорий Козинцев и Кара Караев: творческие диалоги в «пространстве трагедии»

Публикуемая статья посвящена многогранным сопряжениям и образно-смысловым «перекличкам» творческой деятельности двух выдающихся художников ХХ столетия – кинорежиссера Г. Козинцева (1905–1973) и композитора К. Караева (1918–1982). Их совместный проект – кинофильм «Дон Кихот» (1957) – вошел в историю мирового искусства как одна из наиболее ярких экранизаций классического романа М. Сервантеса. После окончания работы над фильмом Г. Козинцева и К. Караева на протяжении 16 лет связывала дружеская переписка, в ходе которой обсуждались насущные проблемы современного искусства. Одним из важнейших мотивов, занимавших центральное место в указанных «эпистолярных диалогах», явилось глубинное постижение феномена трагического сквозь призму актуальных интерпретаций мировой литературной и театральной классики. И для Г. Козинцева, и для К. Караева поистине всеобъемлющим «пространством трагедии» являлось шекспировское творчество. Режиссером были поставлены в театрах Ленинграда, а затем экранизированы «Гамлет» и «Король Лир», композитором – сочинена музыка к нескольким драматическим спектаклям по пьесам У. Шекспира (включая знаменитую постановку исторической хроники «Король Генрих IV», осуществленную Г. Товстоноговым). При этом сквозь призму шекспировской трагедийности могли целенаправленно рассматриваться и другие художественные концепции прошлого и современности: от упомянутого шедевра М. Сервантеса и его своеобразного «продолжения» в литературе позднеромантической эпохи – «героической комедии» Э. Ростана «Сирано де Бержерак» – до творчества и жизненного пути Ф. Гойи (мюзикл «Неистовый гасконец», Симфония № 4 «Гойя» К. Караева и Ф. Караева).

Ключевые слова

трагическое в искусстве, Г. Козинцев, трагедии и исторические хроники У. Шекспира, К. Караев, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Гойя, или Тяжкий путь познания» Л. Фейхтвангера, современные интерпретации мировой классики.

Для цитирования

Жабинский К. А. Григорий Козинцев и Кара Караев: творческие диалоги в «пространстве трагедии» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 39-47.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_39