Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. В. Марков

Отзвуки философско-музыкальных идей А. Лосева в романе В. Микушевича «Воскресение в Третьем Риме»

Роман В. Микушевича «Воскресение в Третьем Риме» (2005) соединяет в себе черты идейнофилософского романа, романа с ключом, конспирологического романа и романа-бытописания, посвященного жизни советской интеллигенции. Прототипом главного героя стал русский мыслитель А. Лосев, приобретший ряд литературных черт (Фауста, короля из династии Меровингов, вагнеровских рыцарей). Главный герой романа выступает духовным наследником одновременно Н. Федорова и Ст. Георге, ему приписывается влияние на ход российской истории в ХХ веке и смену парадигм в западной науке. В идейном строении романа присутствует постоянный диалог с В. Карпцом, русским философом-конспирологом, создавшим оригинальный синтез консервативной идеологии А. Дугина и «новой хронологии истории» Н. Фоменко. С опорой на методологию А. Конакова, показавшего влияние экономической специфики перехода СССР к обществу потребления на эзотерические и неофициальные идеи соответствующей эпохи, реконструируется основной сюжет романа, внешне распадающегося на ряд зарисовок, и объясняется ряд темных мест, составлявших предмет диалога В. Карпца и В. Микушевича. Автор статьи отмечает, что для В. Микушевича, кроме общих размышлений А. Лосева о «подвижном покое» музыки, представляется значимой лосевская интерпретация наследия Р. Вагнера, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и балета эпохи модерна. Опираясь на ситуативные замечания из работ А. Лосева, В. Микушевич реформировал конспирологический роман, превратив его в интерпретацию истории как оперного действа, а интеллектуального опыта – как гностического балета.

Ключевые слова

В. Микушевич, А. Лосев, роман с ключом, конспирологический роман, философия музыки, интеллектуальная история, музыка и политика.

Для цитирования

Марков А. В. Отзвуки философско-музыкальных идей А. Лосева в романе В. Микушевича «Воскресение в Третьем Риме» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 48-55.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_48