Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






О. С. Михайлова

Опера Дж. Россини «Кир в Вавилоне» в контексте генделевской ораториальной традиции

Статья посвящена малоизвестной опере Дж. Россини «Кир в Вавилоне», созданной в 1812 году и ставшей первым опытом работы композитора в оперном жанре с сюжетом Священного Писания. Автор настоящей публикации рассматривает данное сочинение в контексте традиций «ветхозаветных» ораторий Г. Ф. Генделя, в частности оратории «Валтасар» (1744). Подобный ракурс исследования обусловлен не только интересом Россини к творчеству великого немецкого мастера, но и тем историческим событием, которое было положено в основу содержания обоих указанных произведений. Соответственно, ораторию Генделя и оперу Россини объединяет концепция библейского историзма, связанная с темой Небесной кары за нарушение нравственно-этических законов Договора (Завета) Бога с людьми. Аналогии, возникшие при анализе исследуемых произведений, указывают на ряд принципов, которые, несмотря на различие школ, эпох и стилей, сближают ораторию Генделя и романтическую оперу Россини. В числе упомянутых принципов – мифологизация библейского сюжета за счет введения дополнительных коллизий, углубляющих лирическую сторону произведений, особый тип драматургического процесса, обусловленный спецификой религиозно-философского содержания, а также яркая природа бельканто, показательная не только для оперы Россини, но и для оратории Генделя, что соотносится с характерным для эпохи барокко феноменом певцов-кастратов.

«Кир в Вавилоне» стал первой вехой на пути реформаторской деятельности Дж. Россини в области оперного жанра. Концептуально-драматургические принципы, наметившиеся в данном произведении и окончательно сформировавшиеся в последней редакции оперы «Моисей в Египте», станут фундаментом для оперных концепций с религиозной тематикой в музыкальном театре XIX столетия.

Ключевые слова

Дж. Россини, Г. Ф. Гендель, опера, оратория, Библия, Священное Писание, библейский историзм, концептуально-драматургические принципы.

Для цитирования

Михайлова О. С. Опера Дж. Россини «Кир в Вавилоне» в контексте генделевской ораториальной традиции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 56-62.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_56