Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. В. Смагина

«Светлана, или Сто лет в один день» К. Кавоса: русская «балладная» версия французской оперы

Настоящая статья посвящена анализу неизвестной музыковедам оперы К. Кавоса «Светлана, или Сто лет в один день» (1822). Представляющее собой русскую «переделку» оперы-феерии известного французского композитора Ш.-С. Кателя (1773–1830) «Зирфиль и Флер де Мирт» (либретто В. Ж.-Э. де Жуи и Н. Лефевра, 1818), названное сочинение получило иное жанровое обозначение – волшебная опера-баллада. Опера К. Кавоса, написанная на либретто А. П. Вешнякова, трактуется автором статьи в качестве одного из неклассических, но весьма оригинальных репрезентантов исканий русского оперного театра первой половины XIX века в сказочно-фантастической сфере, наряду с широко известными операми С. И. Давыдова, М. И. Глинки, А. Н. Верстовского. Акцентируя новаторство «Светланы» Кавоса с точки зрения синтетической структуры жанра произведения – оперы с балладным компонентом, автор статьи указывает на включение в текст либретто ряда строф из одноименной баллады В. А. Жуковского, ставшей одной из эмблем русского романтизма. В опере Кавоса автор настоящей публикации проводит анализ различных уровней преобразования произведения-первоисточника: перенесение сюжета в мир русского волшебства – древнего Киева; появление необычного «причерноморского» колорита; введение нового персонажа – Услады и шести новых номеров. В художественном замысле оперы-баллады отмечено созвучие некоторых его аспектов проблематике дискуссий русской общественной мысли 1820-х годов, в частности «варяжского» и «крымского» политических вопросов. Музыкальный стиль оперы анализируется на примере арии Услады и романса-дуэта Альсима и Светланы. Экспонируемый впервые романс-дуэт включен в ряд образцов оперного романса, представленных в малоизвестных сочинениях глинкинских предшественников – композиторов «второго ряда» (операх «Волшебная роза» Ф. Шольца, «Женевьева Брабантская» Д. Шелехова, «Тамерлан» А. Сапиенцы-младшего).

Ключевые слова

Ш.-С. Катель, опера-феерия «Зирфиль и Флер де Мирт», К. Кавос, опера-баллада «Светлана, или Сто лет в один день», романс-дуэт.

Для цитирования

Смагина Е. В. «Светлана, или Сто лет в один день» К. Кавоса: русская «балладная» версия французской оперы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 63-69.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_63