Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Чжао Цзэхуа

Диалог Востока и Запада в раннем фортепианном творчестве Ван Лисана (на примере Сонатины)

В статье анализируется одно из наиболее известных фортепианных сочинений Ван Лисана – Сонатина (1957), созданная композитором в ранний период творчества. Образная самобытность и стилистическая оригинальность произведения обусловливаются индивидуальным подходом Ван Лисана к работе с фольклорным материалом и последовательным претворением национальных традиций посредством звуковой палитры и выразительных средств фортепиано. Авторами статьи осуществляется комплексный анализ данного сочинения, включая рассмотрение каждой части в интонационно-тематическом, ладотональном и гармоническом аспектах, характеристику образного строя и музыкальной драматургии, что позволяет выявить преемственные связи фортепианной музыки Ван Лисана с традициями фольклорного музицирования и европейским академическим наследием. В частности, национальный колорит сочинения предопределяется двумя основными факторами. С одной стороны, в Сонатине многогранно представлена имитация звучания народных инструментов: шэна (I часть), хулусы (II часть), гонгов и барабанов (финал). С другой стороны, композитор тяготеет к использованию традиционных китайских ладов: юй-лада (главная партия I части), гун-лада in F (побочная партия) и т. д. При этом трактовка жанра: строение цикла и отдельных частей, использование полифонических приемов, способов мотивной разработки – сближает указанное произведение с западноевропейскими образцами. Авторы статьи приходят к выводу, что своеобразие фортепианного творчества Ван Лисана заключается в глубоком и многогранном раскрытии характерных особенностей китайского фольклора. Ван Лисан использует европейские жанры и современные для 1950-х годов композиторские техники, привнося индивидуальное своеобразие посредством обогащения интонационно-тематического материала, ладогармонической организации, а также специфической трактовки программности.

Ключевые слова

Ван Лисан, синтез традиций Востока и Запада, фортепианная музыка для детей, Сонатина, китайские традиционные лады, программность.

Для цитирования

Чжао Цзэхуа. Диалог Востока и Запада в раннем фортепианном творчестве Ван Лисана (на примере Сонатины) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 87-94.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_87