Т. Л. Майданевич
Итальянские авторские песни в инструментальной музыке: некоторые особенности претворения жанра
Итальянские авторские песни конца XVIII–XIX столетий традиционно привлекают внимание европейских композиторов. В академической инструментальной музыке представлены различные подходы к претворению указанного песенного материала: от простой обработки для различных составов, цитирования и развития в симфонических произведениях до переосмысления и создания индивидуальных философских концепций. Материалом, рассматриваемым в статье, послужили неаполитанская песня «Funiculì Funiculà» и венецианская «La biondina in gondoletta».
«Funiculì Funiculà» была сочинена композитором Л. Денца и поэтом Дж. Турко в честь открытия фуникулера на склоне Везувия (1880). Энергичная мелодия с упругим ритмом использовалась в целом ряде инструментальных произведений, воспевающих Италию. Среди них автором статьи выделяются симфоническая фантазия «Из Италии» Р. Штрауса и оркестровая рапсодия «Италия» А. Казеллы. Кроме того, Н. Римскому-Корсакову принадлежит оркестровая обработка соответствующей мелодии, именуемая «Неаполитанской песенкой».
Песня «La biondina in gondoletta» (1786), популярная в Италии и за ее пределами, нашла претворение в сочинениях Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. В. Калькбреннера, Ф. Паэра, Б. Мадерны, Ф. Донатони. В статье подробно рассматривается сочинение Донатони «Duo pour Bruno» (1975), написанное на смерть Б. Мадерны. Устанавливается связь между названным произведением и одним из последних сочинений Мадерны «Venetian Journal» (1972), которая мотивируется обращением обоих композиторов к данной песне.
В заключении содержится вывод о новых формах претворения итальянской авторской песни во второй половине XX века, подразумевающих использование цитаты как импульса для формирования оригинальной концепции в рамках инструментального театра – одного из магистральных жанров современного музыкального искусства.
Ключевые слова
итальянская авторская песня, инструментальная музыка европейских композиторов, «Funiculì Funiculà», «La biondina in gondoletta», Б. Мадерна, Ф. Донатони, «Duo pour Bruno», музыкальная цитата, инструментальный театр.
Для цитирования
Майданевич Т. Л. Итальянские авторские песни в инструментальной музыке: некоторые особенности претворения жанра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 95-101.