Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






З. Э. Алиева

Пунктирные штрихи в скрипичных сонатах Р. Шумана: к проблеме исполнительского прочтения

Автором статьи освещаются актуальные вопросы, связанные с исполнительским воплощением ансамблевых инструментальных сочинений Р. Шумана в современной концертной и педагогической практике. Особое внимание уделено «триаде» сонат для скрипки и фортепиано, создававшейся на протяжении 1851–1853 годов и фактически подытожившей художественную эволюцию композитора в указанной жанровой сфере. Отмечено, что камерно-ансамблевый стиль Шумана характеризуется сложным переплетением «старого» и «нового» – традиций барочного и классического инструментализма (прежде всего клавирного искусства), взаимодействующих с художественными исканиями романтической эпохи. Специфика упомянутых взаимодействий освещается автором статьи на примере скрипичной штриховой техники, используемой в шумановских «дуэтных» сонатах. Показательный образец – группа пунктирных штрихов, активно используемых Шуманом и отличающихся ярко выраженной вариативностью в звуковом и графическом (нотационном) аспектах. В частности, могут быть дифференцированы такие ракурсы аналитического рассмотрения соответствующих штрихов, как условная «непрерывность» и «дискретность» (обусловленная введением «промежуточной» паузы в пунктированную фигуру), «стаккатность» и «легатность» звуковедения, ямбическая и хореическая артикуляция, «моноритмический» и «полиритмический» ансамблевый контекст (побуждающий к выбору того или иного способа исполнительского «согласования» данной фигуры с другими элементами многоголосной ткани). Особенности взаимодействия перечисленных вариантов, а также исполнительской реализации последних аналитически освещаются в статье на примерах из шумановских скрипичных сонат. C этой целью привлекаются фрагменты II части (Allegretto) из Сонаты a-moll op. 105, скерцо (II часть) и финала (IV часть) из «Большой сонаты» d-moll op. 121.

Ключевые слова

Р. Шуман, камерно-ансамблевое творчество, сонаты для скрипки и фортепиано, скрипичная штриховая техника, пунктирные штрихи.

Для цитирования

Алиева З. Э. Пунктирные штрихи в скрипичных сонатах Р. Шумана: к проблеме исполнительского прочтения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 133-139.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_133