Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Т. Э. Батагова

Музыка C. В. Рахманинова в хореографических постановках современности

В конце XX – начале XXI века на музыку С. В. Рахманинова были осуществлены десятки талантливых хореографических постановок. В России и за рубежом прошли резонансные премьеры балетов на музыку «Симфонических танцев», Первого и Второго фортепианных концертов, «Рапсодии на тему Паганини» и других симфонических, вокально-симфонических, камерных сочинений Рахманинова. Автором статьи освещаются предпосылки обращения ведущих балетмейстеров современности – М. Лавровского, Э. Льянга, Ю. Посохова, А. Ратманского, К. Шпука, А. Хасанова, К. Уральского, Б. Эйфмана – к творчеству русского классика. Выявляются такие образные и стилистические особенности рахманиновской музыки, как романтическая страстность, зрелищность, интонационная выразительность. Отмечаются ее «дансантные» черты, обладающие особой привлекательностью для хореографического сценического воплощения: яркая жанрово-танцевальная природа, пластическая выразительность и естественность мелодического движения, ритмическая упругость, образная контрастность. Обосновывается актуальность музыки Рахманинова, оказывающей катартическое воздействие на чувства слушателей и зрителей.

Автором статьи рассматривается типология указанных хореографических спектаклей, сгруппированных по принципам взаимодействия хореопластики с музыкой, литературой, драмой. В первую группу включены сюжетные балеты, созданные на основе известных литературных произведений («Чайка», «Братья Карамазовы», «Анна Каренина») и жизнеописаний («Нижинский», «Паганини»). Вторая группа – бессюжетные постановки, основой которых является хореографическая интерпретация оркестровых опусов С. Рахманинова (Первый и Второй фортепианные концерты, «Симфонические танцы»). Третья типологическая модель объединяет постановки, в которых на равных взаимодействуют сюжетный и бессюжетный принципы, хореопластика вырастает из музыки и драмы, а персонажи обретают символическое значение.

Ключевые слова

С. Рахманинов, программный балет, сюжетный и бессюжетный балет, хореографическая постановка, балетмейстер.

Для цитирования

Батагова Т. Э. Музыка C. В. Рахманинова в хореографических постановках современности // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 17-21.

DOI

10.52469/20764766_2023_01_17