Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






З. Э. Алиева

Черты программности в Первой скрипичной сонате И. Брамса: к проблеме образно-смыслового истолкования

Публикуемая статья посвящена элементам скрытой программности, выявляемым исследователями в Сонате № 1 G-dur для скрипки и фортепиано И. Брамса. Возможность программного истолкования указанного опуса предопределяется взаимодействием нескольких факторов. Прежде всего, камерно-ансамблевые сонаты, в частности скрипичные, трактуются Брамсом в преимущественно лирическом («дуэтном») плане, чему способствует ярко выраженное влияние камерно-ансамблевого творчества Ф. Шуберта. Помимо общих композиционных и драматургических принципов, характерных для шубертовского инструментализма, Брамсом были чутко восприняты и своеобразно преломлены такие специфические черты художественного мышления, как песенность и автобиографичность. В условиях «дуэтного» ансамбля песенность подразумевает особый тип сопряженности и взаимодействия инструментальных партий, целенаправленный отбор тематизма и приемов его развития. Кроме того, Брамс неоднократно прибегает к завуалированному или прямому автоцитированию, внедряя в сонаты для скрипки и фортепиано интонационно-тематический материал собственных Lieder – подлинных «музыкальных дневников» романтического художника. Вот почему не только определенная вокальная миниатюра, но и различные ее претворения в инструментальном «дуэте» могут наделяться неявным программным, в частности автобиографическим, содержанием. Указанные черты программности обнаруживаются и в брамсовской скрипичной Сонате G-dur, которая запечатлела скорбные чувства и переживания композитора, связанные с уходом из жизни Ф. Шумана – младшего сына Роберта и Клары Шуман, талантливого поэта, чьи стихи высоко ценил И. Брамс. Таким образом, в наши дни упомянутый «дуэтный» опус, специфически претворивший некоторые черты композиций in memoriam, требует надлежащего интерпретаторского подхода со стороны музыкантов-исполнителей и чуткого воссоздания программного замысла автора.

Ключевые слова

И. Брамс, камерно-ансамблевое творчество, Соната № 1 G-dur для скрипки и фортепиано, песенность, программный замысел, автобиографичность, исполнительская интерпретация.

Для цитирования

Алиева З. Э. Черты программности в Первой скрипичной сонате И. Брамса: к проблеме образно-смыслового истолкования // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 52-57.

DOI

10.52469/20764766_2023_01_52