Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Г. П. Андриевская

Музыкальная критика Серебряного века: ракурсы теоретического самопознания

В публикуемой статье освещаются проблемы развития отечественной музыкальной критики 1900–1910-х годов, сопряженные с интенсивным обновлением методологического «инструментария» указанной сферы. Исследователь отмечает, что закономерное тяготение русской мысли о музыке к теоретическому самопознанию, обнаруживаемое на исходе XIX столетия, явственно усилилось в эпоху Серебряного века, чему способствовала, прежде всего, ярко выраженная активность «модернистских» течений, утверждавшихся в творчестве европейских и отечественных композиторов названного периода. Необходимостью чуткого восприятия и запечатления художественных исканий современности в аналитических публикациях был вызван самоочевидный интерес к выдвигаемым «антинормативным» критериям оценки новейших явлений музыкальной культуры. Дискуссионные высказывания и эстетические суждения, принадлежащие видным российским критикам того времени В. Каратыгину и Э. Метнеру, охватывали весьма обширный круг актуальных тенденций эпохи, группируясь вокруг нескольких важнейших антитез: объективного и субъективного, индивидуального и общезначимого, «интрамузыкального» и «экстрамузыкального», «профессионализма» и «дилетантизма». Автором статьи подчеркивается бесспорное преобладание синтезирующих устремлений, характерное для рассматриваемых критических дискуссий и своеобразно «обобщаемое» с философских позиций в позднейшем «Очерке о музыке» А. Лосева. Музыкальная критика, согласно лосевской интерпретации, предстает непротиворечивой совокупностью взаимодействующих рационально-теоретических («догматических»), субъективно-психологических («импрессионистических») и «мифологических» факторов, призванных дополнять и своеобразно «комментировать» друг друга. Столь масштабное толкование музыкально-критической деятельности позволяет А. Лосеву относить ее к числу приоритетных областей («дисциплин») будущей философии музыки, позиционируемой в качестве целостной системы гуманитарных наук.

Ключевые слова

музыкальная критика, Серебряный век русской культуры, методология критической деятельности, В. Каратыгин, Э. Метнер, А. Лосев.

Для цитирования

Андриевская Г. П. Музыкальная критика Серебряного века: ракурсы теоретического самопознания // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 77-82.

DOI

10.52469/20764766_2023_01_77