И. В. Копосова
Современные антисимфонии как пример полемики с жанровой традицией
Преобразование традиционных жанровых форм стало характерной чертой музыки второй половины ХХ века. Одним из проявлений данной тенденции стали антижанры, образующиеся в различных сферах: опере, симфонии, камерной музыке. В настоящей статье анализируются три сочинения, которые возникли в рамках культур, имевших в ХХ веке сильную симфоническую традицию: опусы финских композиторов-авангардистов Хенрика Отто Доннера (Симфония № 1, 1964) и Кари Рюдмана («Симфония современных миров», 1968) и Симфония № 1 Альфреда Шнитке (1974), одного из крупнейших отечественных авторов. Все три сочинения получили авторское или исследовательское обозначение «антисимфония» и связаны обращением к средствам полистилистики, хотя художественное пространство каждой из них наделено своими особенностями. Финские сочинения одночастны и внешне имеют мало общего с привычной симфонией. Опус Доннера практически целиком выстроен из цитат, принадлежащих разным слоям культуры (классической и поп-музыке, джазу), что позволяет видеть в данном сочинении уравнение в правах материала любого генезиса, а также реализацию эстетики, присущей электроакустике, которой композитор был увлечен на момент написания произведения. В симфонии Рюдмана преобладает аллюзивный материал, отчего звучание сочинения менее коллажно. Здесь выделяются авторская блюзовая тема и цитата китайской народной песни «Алеет Восток», неофициального гимна КНР. Столкновение этих тем определило композиционный и драматургический профиль произведения, связанного с противопоставлением западной и восточной культур. Симфония Шнитке – единственная из анализируемых, которая имеет традиционное 4-частное строение и, несмотря на многочисленные новации (привлечение средств инструментального театра, коллективной импровизации и т. д.), автором и исследователями интерпретируется как связанная с традициями жанра. Содержание названных сочинений также предполагает несходные трактовки: в опусе Доннера усматривается стремление отразить звуковой облик сегодняшней действительности и возвращение к этимологии слова «симфония», тогда как в сочинениях Рюдмана и Шнитке – варианты передачи размышлений о коллизиях, характерных для современности. В целом, анализируемые сочинения, показав объемность понятия «антисимфония», свидетельствуют о том, что «симфоническое время» еще не окончено.
Ключевые слова
современная жанровая ситуация, антисимфония, Симфония № 1 Хенрика Отто Доннера, «Симфония современных миров» Кари Рюдмана, Симфония № 1 Альфреда Шнитке, полистилистика.
Для цитирования
Копосова И. В. Современные антисимфонии как пример полемики с жанровой традицией // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 5-11.