Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






С. Ю. Петрунина

Концепция органической музыки в «Трилогии воды, бумаги и земли» Тань Дуня

В статье анализируется претворение концепции органической музыки в «Трилогии воды, бумаги и земли» китайско-американского композитора Тань Дуня, в которую вошли «Водный концерт» (1998), «Бумажный концерт» (2003) и «Концерт земли» (2009). Созданная в зрелый период творчества композитора, трилогия является одним из ключевых произведений в области органической музыки, которое демонстрирует такие основополагающие принципы и идеи, как связь с природой, единство Неба и человека, наряду с возможностями органического инструментария. Это достигается во многом благодаря избранному жанру концерта, занимающему важное место в китайской музыке второй половины XX века в целом и в творческом наследии Тань Дуня в частности. «Органическое» здесь исследуется на уровне различных символов и идей, которые, в том числе, получают воплощение в виде способов размещения музыкантов на сцене и в зале; кроме того, сами органические инструменты иногда выступают в качестве определенных визуальных символов. В статье «органическое» анализируется также на техническо-композиционном уровне – при работе с тематическим материалом. Подробно исследуются особенности подхода к каждой из частей концертной трилогии, западные влияния и их связи с традициями национальной китайской культуры, такими как шаманизм, китайская философия, архитектура, теория музыки, пекинская опера. Автор статьи отмечает гармоничное слияние достижений культуры Востока и Запада, что проявляется в работе с солистами и симфоническим оркестром, в особенностях ладовых структур и форм, в полистилистике.

Ключевые слова

Тань Дунь, органическая музыка, «Трилогия воды, бумаги и земли», китайская музыка, китайская философия, культурный диалог Востока и Запада, «Новая волна», пекинская опера.

Для цитирования

Петрунина С. Ю. Концепция органической музыки в «Трилогии воды, бумаги и земли» Тань Дуня // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 12-21.

DOI

10.52469/20764766_2023_02_12