Ф. М. Шак, М. В. Пиганов
Опыты современных прочтений наследия Скотта Джоплина
Музыка Скотта Джоплина представляет собой важный элемент художественного наследия, предваряющий многие художественные завоевания в области развития афроамериканской музыки предджазового периода. В настоящее время в мировой джазовой педагогике прослеживается несколько амбивалентное отношение к наследию С. Джоплина, чьи работы признаны неотъемлемой частью ранней джазовой истории, предваряющей дальнейшие революционные сдвиги в джазовом искусстве. С другой стороны, многие современные исполнители воспринимают рэгтайм весьма архаизированным явлением, которое потенциально не может быть связанным с новыми разновидностями джаза. В предлагаемой статье авторами ставится сразу несколько задач. Уточнения требует ситуация, сложившаяся на данный период с исследованиями творчества С. Джоплина, чей вклад в наследие афроамериканской музыкальной культуры долгое время не признавался должным образом: в первой половине XX в. по названной теме выходили лишь единичные монографии. В настоящей статье указывается на численное увеличение работ, включающих анализ музыки данного композитора. Авторы подобного рода исследований активизируются во второй половине века, а их деятельность определяется главным образом расширением общей канвы исследовательских практик, связанных с джазом, госпел, рэгтаймом и блюзом, а также масштабным пересмотром расовых вопросов и тем. В данной публикации представлен панорамный обзор основной англоязычной источниковой базы, связанной с персоной С. Джоплина. Процесс интеграции наследия названного музыканта в современную джазовую педагогику предлагается рассмотреть на примере учебно-методического пособия, написанного одним из авторов настоящей статьи. Материал данного пособия построен на переложении фортепианных рэгтаймов в область исполнительской практики квартета тромбонов. Современная специфика формирования пособий требует применения мультимедийной составляющей, в связи с чем в процессе создания упомянутого пособия была проведена студийная запись всех переложений для тромбонов. С помощью QR-кодов обучающимся предлагается не только прослушать результирующий вариант записи, но и осуществить инструментальную практику, суть которой заключается в исполнении любой из представленных партий в качестве одного из участников квартета.
Ключевые слова
рэгтайм, Скотт Джоплин, композиторы раннего джаза, тромбон в джазе, импровизация на тромбоне.
Для цитирования
Шак Ф. М., Пиганов М. В. Опыты современных прочтений наследия Скотта Джоплина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 79-84.