Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Д. С. Дедюхин

Концертные сочинения для духового оркестра в творческом наследии Н. Мясковского

Публикуемая статья посвящена малоисследованной жанровой сфере творчества Н. Мясковского, включающей в себя как небольшие концертные пьесы (Два марша, соч. 1930 г.; Два марша ор. 53), так и масштабные произведения (Девятнадцатая симфония, «Драматическая увертюра» op. 60). Обозначаются важнейшие побудительные мотивы, способствовавшие формированию устойчивого интереса композитора к духовой оркестровой музыке на рубеже 1930–1940-х годов. Помимо этого, автором статьи выявляются две органично взаимосвязанные тенденции, предопределившие общую направленность перечисленных выше сочинений. С одной стороны, здесь преобладает ярко выраженное стремление к «демократизации» индивидуального стиля, доминирующее в творчестве Н. Мясковского предвоенного десятилетия. С другой стороны, обнаруживается тяготение к «академизации» концертного репертуара духовых оркестров, исходя из весьма значительных художественных возможностей соответствующего инструментального состава. Этим мотивируются не только создание крупных опусов в традиционных «симфонических» жанрах (увертюра, циклическая симфония), но и своеобразные опыты «циклизации», реализуемые в индивидуальных прочтениях «общедоступных» жанров (маршевые «диптихи»). Отсюда же произрастает безусловно позитивное отношение композитора к вновь осуществляемым и намечаемым переложениям его произведений для духового оркестра (Восемнадцатая и Двадцать третья симфонии), аналогичным инструментовкам симфонической музыки других отечественных мастеров (Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского и др.). Таким образом, на протяжении указанного периода творческой деятельности Н. Мясковского интенсивное и многогранное обновление концертного репертуара духовых коллективов рассматривается композитором в качестве довольно весомого профессионального стимула, а также значимого фактора музыкального просветительства, благоприятствующего полноценному диалогу современного художника с массовой аудиторией.

Ключевые слова

Н. Мясковский, произведения для духового оркестра, жанры академической музыки, «демократизация» индивидуального стиля, переложения симфонических произведений.

Для цитирования

Дедюхин Д. С. Концертные сочинения для духового оркестра в творческом наследии Н. Мясковского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 105-112.

DOI

10.52469/20764766_2023_02_105