В. А. Леонов, И. Д. Палкина
От камерных ансамблей до квартетных собраний (Ростов-на-Дону XIX – начала ХХ в.)
Ростов-на-Дону, основанный в 1749 году, столкнулся со многими превратностями судьбы за первые 100 лет своего существования, хотя и являлся обычным уездным городком в захолустье Российской империи. Удачное для предпринимательства географическое положение способствовало подъему городской экономики во второй половине XIX века. В Ростове получило развитие промышленное производство, для которого требовались образованные специалисты, в том числе и иностранцы, благодаря чему население города стало многонациональным и многоконфессиональным. При этом, как показано в настоящей статье, культурная замкнутость национальных общин отсутствовала. Отнюдь не случайно основанное здесь музыкальное общество также было интернациональным (достаточно вспомнить таких представителей, как Посохова, Матье, Реньери, Яндель, Скробецкий и пр.). Более того, в начале существования указанного общества его концертная деятельность предполагала обязательное участие музыкантов-гастролеров, как это было с пианистом Н. Рубинштейном или певцом А. Гридигером.
В статье освещена также эволюция Ростовского музыкального общества в сфере инструментального исполнительства. С середины 1880-х годов в концертах начинают принимать участие профессиональные музыканты города, тогда как музицирующие любители постепенно перестают доминировать на сцене.
В середине 1890-х годов камерные инструментальные концерты в Ростове назывались квартетными собраниями вне зависимости от участия в данном мероприятии струнного квартета. Ростовское музыкальное общество, преобразованное в Ростовское отделение Императорского Русского музыкального общества, проводило в сезон по шесть квартетных собраний только силами профессиональных исполнителей. Профессионализации музыкальной жизни способствовало и открытие в городе музыкального училища. Выступления любителей преимущественно ограничивались музыкальным кружком служащих железной дороги.
Ключевые слова
Ростовское музыкальное общество, любительское музицирование, инструментальные концерты, квартетные собрания, ИРМО.
Для цитирования
Леонов В. А., Палкина И. Д. От камерных ансамблей до квартетных собраний (Ростов-на-Дону XIX – начала ХХ в.) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 3. С. 5-12.