Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Д. С. Дедюхин

«Симфония в песнях», век XXI: Заметки о «Битлз-симфонии» Ю. Машина для духового оркестра

Представленная статья посвящена жанру симфонии для духового оркестра, сформировавшемуся в советской музыке незадолго до Великой Отечественной войны и демонстрирующему значительный потенциал музыкально-драматургического и композиционного развития в современную эпоху. Автор статьи отмечает, что на рубеже XX–XXI веков отмеченный потенциал успешно реализуется в русле жанрово-стилевых синтезирующих тенденций, характерных для «третьего направления» и связанных с интенсивными диалогами академической и массовой музыкальной культуры. Наглядным тому подтверждением является творчество известного ростовского композитора Юрия Машина (род. 1956), неоднократно обращавшегося к созданию музыки для духового оркестра в конце 1990-х и в 2000-х годах (музыкальная сказка «Волшебник Изумрудного города», «Битлз-симфония», сюита «Танаис: Музыка в камне»). Исходя из освещаемой проблематики, особый интерес представляет «Битлз-симфония» (2002), сочиненная для Концертного оркестра духовых инструментов «Дон» и неоднократно исполнявшаяся данным коллективом. Опираясь на композиторские замечания по поводу истоков художественного замысла названной симфонии и выполненный тематический анализ соответствующей партитуры, исследователь приходит к выводу о принципиально диалогической природе характеризуемого произведения. С одной стороны, композитором преломляются некоторые черты стилевого синтеза, присущие оркестровым фантазиям и попурри на темы «вечнозеленых хитов» джазовой, рок- и поп-музыки, в сочетании с принципиальными установками классикоромантического симфонизма. С другой стороны, в осуществленной Ю. Машиным трактовке собственно жанра анализируемого произведения прослеживается тяготение к синтезу двух разновидностей симфонии, которые утвердились в позднеромантическую и постромантическую эпохи. Речь идет об одночастной программной симфонии поэмного типа и симфонии-кантате (или, по Г. Малеру, «симфонии в песнях»), весьма своеобразно взаимодействующих друг с другом в «Битлз-симфонии» и обусловливающих видимую оригинальность концепции данного произведения.

Ключевые слова

отечественные духовые оркестры на рубеже ХХ–ХХI столетий, концертный репертуар, жанрово-стилевой синтез, симфония для духового оркестра, Ю. Машин, «Битлз-симфония».

Для цитирования

Дедюхин Д. С. «Симфония в песнях», век XXI: Заметки о «Битлз-симфонии» Ю. Машина для духового оркестра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 3. С. 13-24.

DOI

10.52469/20764766_2023_03_13