Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. В. Наумов

Слово и музыка в режиссуре Б. А. Фердинандова: «Эдип-Царь»

Основная цель данной статьи, основанной на документах из архива режиссера Б. А. Фердинандова, – введение в обиход материалов постановки «Эдип-царь» по мотивам одноименной трагедии Софокла в переводе В. Г. Шершеневича. Особенностью спектакля, осуществленного в московском Опытно-героическом театре осенью 1921 года, стала особая техника произнесения текста, в сочетании с очень экономной пластикой, но на весьма развитом музыкальном фоне. Это был первый опыт последовательного применения в спектакле авторского «метроритмического метода», в дальнейшем распространявшегося на визуальные и аудиальные компоненты постановок. Ключевым сотрудником режиссера в работе над «Эдипом» выступил композитор Е. П. Павлов. От созданной последним музыки к спектаклю сохранились только фрагменты клавира, по которым, тем не менее, можно оценить значительный вклад музыканта в разработку звукового плана постановки. Будучи, по-видимому, хорошо знакомыми с опытами современников (В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.), Фердинандов и Павлов ввели в спектакль практически исчерпывающее множество вариантов тексто-музыкальных сочетаний: пение, метризованную и ритмизованную декламацию, свободное произнесение текста в стиле старинной мелодрамы. Соотнесение теории и практики, выявление типичных приемов связи музыки и слова в спектакле составляют круг научных задач статьи. При столь тщательной фиксации несложно также осуществить реконструкцию постановки 1921 года на современной сцене, что отчасти созвучно идеям самого Фердинандова о создании «театрального музея», в котором спектакли в различных стилях, характерных для прежних эпох, подготавливали бы публику к восприятию новейших экспериментов, обосновывая их и связывая настоящее с прошлым, в чем и состоит основной вывод исследования. Другое значение сохранившихся материалов, также предусмотренное Фердинандовым, – возможность их использования в качестве учебного пособия для артистов драмы (последнее в наши дни актуально и для певцов).

Ключевые слова

Б. А. Фердинандов, Опытно-героический театр, «Эдип-царь», Софокл, декламация, ритмодекламация.

Для цитирования

Наумов А. В. Слово и музыка в режиссуре Б. А. Фердинандова: «Эдип-Царь» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 3. С. 85-92.

DOI

10.52469/20764766_2023_03_85