З. Э. Алиева
Скрипичные этюды Эжена Изаи в диалоге с жанровыми традициями и новациями
Статья посвящена одной из малоизученных сфер творческого наследия Э. Изаи, довольно редко привлекающей внимание современных отечественных скрипичных педагогов и методистов. «Каприс по “Этюду в форме вальса” Сен-Санса» (ок. 1900), как правило, рассматривается в ряду транскрипций для скрипки и фортепиано, предназначавшихся автором для собственных концертных выступлений. Между тем своеобразие «дуэтной» концертной обработки не исчерпывается довольно редким «транскрибированием» виртуозной фортепианной пьесы для смычкового инструмента. Версия Э. Изаи, в отличие от оригинала – Этюда ор. 52 № 6 К. Сен-Санса, характеризуется весьма активным и разнообразным фактурным варьированием, что сближает ее с традициями скрипичного каприса романтической эпохи. В равной степени присуща XIX столетию программная трактовка этюда, о которой напоминает завуалированная цитата из «Мефисто-вальса» № 1 Ф. Листа, вплетаемая автором транскрипции в партию фортепианного сопровождения. Другой примечательный образец – Прелюдии («Упражнения») ор. 35 для скрипки соло, датируемые второй половиной 1920-х годов и опубликованные посмертно (1952). В данном опусе заявленная дидактическая направленность сочетается с нетривиальным композиционным оформлением пьес (в духе «каденциеобразных» каприсов) и характером изложения, близким романтическому прелюдированию. Помимо этого, интонационное содержание Прелюдий (материалом для освоения техники двойных нот служат диссонирующие интервалы – секунды, септимы, ноны, а также «неблагозвучные» кварты и квинты) вызывает прямые ассоциации с творческими «экспериментами» крупнейших мастеров начала ХХ века – создателей фортепианных этюдов (А. Скрябин, К. Дебюсси). Таким образом, рассматриваемые сочинения Э. Изаи принадлежат к числу ярких образцов «творческого диалога» с традициями и новаторскими прочтениями жанра в скрипичной музыке первой половины минувшего столетия.
Ключевые слова
Э. Изаи, жанр скрипичного этюда, «Каприс по “Этюду в форме вальса” К. Сен-Санса», концертные транскрипции, программность, Прелюдии ор. 35 для скрипки соло.
Для цитирования
Алиева З. Э. Скрипичные этюды Эжена Изаи в диалоге с жанровыми традициями и новациями // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 4. С. 119-125.