Ван Цян, Е. В. Смагина
Кантата «Хуанхэ» Сянь Синхая в истории китайской музыкальной культуры ХХ века
Статья посвящена рассмотрению художественной концепции кантаты «Хуанхэ» – одного из наиболее значительных произведений кантатно-ораториального жанра в истории китайской музыкальной культуры XX века. Охарактеризованы историко-культурный контекст создания указанной кантаты, ее авторы – выдающийся китайский композитор Сянь Синхай и поэт Гуан Вэйжан, освещены полувековая сценическая история и все основные варианты произведения, начиная с версии 1939 года и заканчивая редакцией 1987-го. При этом впервые в российском музыкознании рассматривается вторая, наиболее масштабная авторская редакция сочинения, завершенная в Москве летом 1941 года. В статье затронуты проблемы, связанные с рецепцией кантаты, обозначена специфика жанровой «модуляции» и коллективного творчества как своеобразных явлений китайской музыкальной культуры XX века. Представлена галерея выдающихся деятелей китайской музыкальной культуры, связанных с творческой судьбой произведения. В его художественном замысле акцентирован величественный и многогранно интерпретируемый образ великой китайской реки Хуанхэ – колыбели китайской цивилизации и национального символа Китая, олицетворения его духовной культуры. В московской редакции кантаты особо отмечены возросшая роль оркестра и своеобразие оркестрового стиля, тяготеющего как к массивной полнозвучности, так и к детализированной тембровой палитре. Выявляется и обстоятельно характеризуется приоритетная функция картинно-пейзажного начала, трактованного в национальных традициях (шаньхэ). Проанализирован ряд эпизодов, принадлежащих к «музыкальной графике» Сянь Синхая, зафиксированы основные типы фактурных рисунков, соотносимых с воплощением водной стихии, выявлена роль арфы как лейттембра в оркестровой драматургии кантаты. В художественной концепции оратории отмечены важнейшие особенности раскрытия патриотической идеи, индивидуальный сплав черт эпики, драматизма и лирики.
Ключевые слова
кантата «Хуанхэ», Сянь Синхай, Гуан Вэйжан, московская редакция, симфонизм, картинно-пейзажное начало, традиции шаньхэ.
Для цитирования
Ван Цян, Смагина Е. В. Кантата «Хуанхэ» Сянь Синхая в истории китайской музыкальной культуры ХХ века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 60-67.