А. В. Крылова
В поисках новых форматов: опера-квест
Статья посвящена изучению встречного движения двух жанров, принадлежащих к разным культурным локациям – квесту, рожденному в недрах маскультуры и оперы – детища культуры элитарной. Развитие технологий всегда оказывало влияние на оперный жанр, следствием чего явилось появление многих разновидностей – радио опера, экранизация, теле- и видео оперные форматы и др. Интернет стал платформой для экспериментов в области медиа-опер. Увлечение компьютерной игроманией также не могло не оказать своего влияния на оперу, результатом явилась тенденция сближения ее с квестом. Отталкиваясь от этимологии слова «квест», в статье затрагиваются вопросы истории явления, причин его актуализации в культуре, обозначаются точки возможных контактов с оперой. На этой основе автором рассмотрены разные варианты подобного рода коллаборации, апробированные практикой. В проблемном поле оказываются экскурсии в формате квеста, осуществляемые театральными и концертными организациями, принципы квестового построения либретто опер, внедрение на основе новых технических возможностей классического оперного текста в «тело» компьютерной игры с взаимодействием полярных смысловых полей. Также в поле зрения автора опыты с привнесением черт оперы в мультимедийный игровой формат, квест-опера как соединение сценического и мультимедийного ресурсов, театрально-постановочная версия оперного квеста. В последнем случае это уже не экскурсия по театру, а передвижение по театральным локациям в соответствии с задачами и сюжетом музыкального квеста. В заключении сформулированы основные векторы сближения оперы и квеста, выделены некоторые ключевые особенности формирующейся жанровой разновидности и спрогнозированы перспективы на основе междисциплинарной природы оперы-квеста.
Ключевые слова
опера, квест, музыкальные мультимедиа, музыка в компьютерных играх, экспериментальное искусство.
Для цитирования
Крылова А. В. В поисках новых форматов: опера-квест // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 100-108.