Е. А. Лукьяненко
Фортепианное трио H-dur, ор. 8 И. Брамса в современном концертно-педагогическом репертуаре: оценки и перспективы
Статья посвящена Фортепианному трио H-dur (1854/1889) – одному из широко известных камерно-ансамблевых произведений, относящихся к раннему периоду творчества И. Брамса. Это сочинение, опубликованное через несколько месяцев после завершения, весьма положительно оценивалось современниками и фигурировало в концертных программах авторитетных музыкантов-исполнителей второй половины XIX века. Однако в конце жизни композитор осуществил радикальную переработку Трио H-dur, что повлекло за собой репертуарные коррективы: ранняя редакция указанного опуса была надолго забыта. В наши дни, благодаря видимой доступности обеих версий Трио, специалисты предпринимают сравнительно-аналитические изыскания, которые позволяют с максимальной точностью зафиксировать и описать преобразования соответствующего авторского текста. При этом оценки масштабов и значимости описываемых изменений расходятся. По мнению исследователя, допустимо рассматривать две соотносимые редакции как самостоятельные произведения, опирающиеся на родственный (в значительной мере совпадающий) музыкальный материал. Учитывая композиционные, драматургические и стилевые особенности обозначенных редакций, представляется возможным условно именовать раннюю версию Трио op. 8 «полистилистической». В ней представлен индивидуальный синтез классических («бетховенских») традиций и достижений «новонемецкой школы» (Ф. Лист, отчасти Р. Вагнер). Ощутимые трудности, сопутствующие исполнительскому прочтению данной версии, обусловливают ее адресацию: это концертирующие профессиональные музыканты с обширным артистическим опытом и художественным кругозором. Поздняя («классическая») версия Трио H-dur, значительно более компактная и лаконичная, характеризуется композиционной ясностью и драматургической целенаправленностью, что способствует успешному освоению данной редакции в контексте вузовского учебного процесса и концертно-педагогической исполнительской практики.
Ключевые слова
И. Брамс, камерно-ансамблевое творчество, Фортепианное трио H-dur op. 8, авторские редакции 1854 и 1889 годов, концертно-педагогический репертуар музыкальных вузов.
Для цитирования
Лукьяненко Е. А. Фортепианное трио H-dur, ор. 8 И. Брамса в современном концертно-педагогическом репертуаре: оценки и перспективы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 140-145.