А. М. Цукер
Глинка в музыковедении XXI века
В музыкознании ХХ столетия М. И. Глинка – одна из наиболее исследованных фигур. Отечественная литература о нем включает в себя монографии, солидные сборники статей, исследований, материалов, мемуаристику, подробно комментированное литературное наследие самого композитора, музыкально-теоретические работы, научно-популярную литературу. Глинкиана XXI века, естественно, не столь обширна и многообразна, да и век не перешагнул еще за свою первую четверть. Но у нее есть своя специфика, своя генеральная тема, своего рода лейтмотив. Обозначить его можно одним словом – демифологизация. Для нынешнего процесса освобождения от мифологического налета есть серьезные оснований. ХХ век накопил немало мифов о композиторе, а некоторые из них начали складываться еще раньше, в XIX столетии. Все они, так или иначе, искажают облик русского классика, влияют на восприятие его музыки и не в лучшую сторону. Автор данной статьи, отталкиваясь от современных работ о композиторе, объединяет ставшие уже хрестоматийными мифы, возникшие под воздействие разных социокультурных факторов, в единый «каталог», цель которого приблизить читателя к реальному, невыдуманному Глинке. Среди подобных, имеющих широкое хождение мифов ставшие аксиоматическими «сюжеты» о Глинке – реалисте, передовом мыслителе-антимонархисте, народнике, о его месте в мировой музыкальной культуре, о предвосхищающем воздействии на весь отечественный симфонизм… Отказ от надуманных историко-эстетических концепций ни в коей мере не умаляет гения Глинки, не преуменьшает значения его наследия, а, напротив, высвечивает не навязанные различного рода обстоятельствами, реальные, подлинные достоинства его музыки.
Ключевые слова
Глинка, музыковедение, миф, демифологизации, реалист, романтик, народность, мировое значение, «Жизнь за царя», «Камаринская».
Для цитирования
Цукер А. М. Глинка в музыковедении XXI века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 10–20.