Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. Н. Брагина

Предмет «Семиотика культуры» как вузовский факультативный курс

В статье поднимаются вопросы необходимости пересмотра методики ведения гуманитарных дисциплин в условиях крайне ограниченного количества академических часов, что весьма актуально в современной вузовской педагогике. В качестве примера рассматривается факультативный курс «Семиотика культуры». Автор предлагает обратить особое внимание на выбор объектов исследования, в которых были бы сфокусированы важнейшие культурные коды, позволяющие экстраполировать их понимание на самый широкий круг культурологических проблем.

Предлагается исследовать такие концепты, как еда, одежда и дом, поскольку они являются базовыми культурными ценностями, архетипами, формирующими все цивилизационные процессы. Общее качество этих феноменов – в осознании дуальности мира, выделенности человека из природной среды. При этом они отражают онтологические свойства человеческой природы: стремление к физическому наслаждению, к красоте и к самозащите. Еда – через принятие пищи человек особенно интимно соприкасается с внешним миром, буквально поглощая его, помещая внутрь себя. Одежда – потребность человека украшать свое тело, демонстрировать его миру. Дом – стремление разделить мир на «свое» и «чужое» пространство.

В статье приводятся также конкретные примеры для анализа. Их выбор основан на принципе сравнения. Кухня разных народов, особенности национальных костюмов и их модификация в современной одежде, разные типы дома: русская изба и юрта кочевника, нефная католическая базилика и крестовокупольный византийский храм, – все это отражает мифологические, этнические, ментальные представления разных культурных традиций. В заключении делаются выводы о путях развития современной цивилизации.

Ключевые слова

духовная и материальная культура, культурный код, архетип, семиотический объект.

Для цитирования

Брагина Н. Н. Предмет «Семиотика культуры» как вузовский факультативный курс // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 27–34.

DOI

10.52469/20764766_2024_02_27