В. В. Волченко
Звукорежиссура джазовых альбомов Н. Коул в контексте эволюции индивидуального стиля Э. Шмитта
Предметом рассмотрения в статье выступает звукорежиссерская практика выдающегося специалиста в области студийной записи джазовой музыки Эла Шмитта. В процессе подготовки крупных проектов Шмитт смог внедрить значимые технические и художественные инновации, благодаря которым звуковой баланс и сложные инструментальные микропланы джазовых проектов приобрели комплексность и высокую детализацию. В качестве наиболее показательного с точки зрения художественного анализа примера автором выделяются записи одной из наиболее заметных в период 1990–2010 гг. эстрадно-джазовых вокалисток Н. Коул. Несмотря на достаточно высокий уровень внимания со стороны профессиональной джазовой общественности, Коул никогда не рассматривалась с точки зрения филигранной технической проработки ее записей, достигнутой благодаря удачно подобранной микрофонной технике снятия звукового сигнала, комплексных решений, связанных с эквализацией и обработкой звукового спектра ее записей. В статье получает развитие тезис, согласно которому Коул, существенно уступавшая в области вокальной одаренности исполнительницам «золотого» века джаза Э. Фицджеральд, С. Воэн, добилась значительного успеха благодаря технически безупречной подаче, достигнутой средствами современной звукорежиссуры. Использованные Э. Шмиттом технологические новации оказали влияние на преподнесение оркестрового звука, благодаря чему звучание симфоджазовых и биг-бэндовых составов в записи на субъективном уровне воспринимается в качестве гипертрофированно красочного явления. Эстетическая специфика, связанная с комплексной звукорежиссерской работой в области выхолащивания звуковой картины, в совокупности с эффектным комплексом аранжировок, позволяют нивелировать отдельные недостатки вокала и общую камерность подачи, свойственные Н. Коул.
Ключевые слова
Эл Шмитт, Натали Коул, джазовая звукорежиссура, звукозапись акустической музыки, джазовый вокал, джазовое продюсирование.
Для цитирования
Волченко В. В. Звукорежиссура джазовых альбомов Н. Коул в контексте эволюции индивидуального стиля Э. Шмитта // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 73–79.