Е. А. Лукьяненко
Соната № 2 для скрипки и фортепиано Э. Грига в контексте исторического развития жанра
Публикуемая статья посвящена выдающемуся образцу европейской камерно-ансамблевой музыки XIX столетия – Второй скрипичной сонате Э. Грига (G-dur, 1867). Этому сочинению принадлежит особое место и в творческой эволюции автора, и в истории «сонатно-дуэтного» жанра эпохи романтизма. С одной стороны, Э. Григ именовал данное произведение «национальной сонатой», подчеркивая несомненную значимость указанного опуса в своем индивидуальном становлении как норвежского композитора. С другой стороны, Вторая скрипичная соната Э. Грига явилась наиболее ранним академическим произведением XIX столетия, относящимся к сфере камерно-ансамблевого инструментального репертуара и последовательно воплощающим принципы национального (в частности, фольклорного) инструментализма. Благодаря столь ярко выраженной новизне художественного замысла упомянутый цикл обрел несомненную притягательность для композиторов, представлявших молодые национальные школы (прежде всего, европейские) и создававших подобные же камерные сочинения в первой трети ХХ века. Вместе с тем, довольно распространенное толкование Второй сонаты Э. Грига как блестящего концертного сочинения – «памятника народному танцевальному искусству» – представляется заведомо неполным. Аналитическое рассмотрение важнейшего интонационно-тематического материала, представленного в этом цикле, позволяет выявить приоритетную роль многообразных сопряжений и взаимодействий двух жанрово-танцевальных сфер – «национальной» (спрингар) и «общеевропейской» (лирический вальс) как основы «сквозного» музыкально-драматургического развития. Подобное развитие, опирающееся на бетховенские традиции, вполне может быть истолковано в духе обобщенной программности, весьма характерной для романтической эпохи вообще и для инструментального мышления Э. Грига в частности. По мнению автора статьи, именно указанным «двуединством» национально-жанровой картинности и субъективно-лирической повествовательности предопределяется неповторимое своеобразие рассматриваемого опуса как художественной концепции.
Ключевые слова
Э. Григ, камерно-ансамблевое творчество, Вторая соната для скрипки и фортепиано, музыкальная драматургия, индивидуальная художественная концепция.
Для цитирования
Лукьяненко Е. А. Соната № 2 для скрипки и фортепиано Э. Грига в контексте исторического развития жанра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 99–104.