В. А. Леонов, И. Д. Палкина
Гармонические звуки в исполнительской практике деревянных духовых инструментов (на примере флейты)
Развитие музыкального искусства в ХХ веке способствовало появлению новых техник – композиторских и исполнительских, диалектически взаимосвязанных. В частности, на протяжении минувшего столетия активно развивалась техника извлечения гармонических звуков при игре на деревянных духовых инструментах, используемая композиторами в качестве средства, расширяющего выразительные возможности тембра. Авторами статьи выявлены различия между понятиями, которые соотносятся с терминами «гармоники» и «обертоны». Отмечается, что использованию гармонических звуков в композиторском творчестве до сих пор не сопутствовало теоретическое обоснование соответствующего исполнительского приема и описание метода овладения этим приемом.
В статье указывается, что современные возможности спектрального анализа музыкального звука способствуют расширению актуальных представлений о важнейших характеристиках указанного спектра. Исходя из этого, нуждаются в корректировке некоторые распространенные представления о процессе звукообразования у духовых инструментов. Обосновывается теоретическая уязвимость бытующего термина «флажолеты» применительно к сфере гармонических звуков (натуральных гармоник), а также некоторых современных описаний, относящихся к возможным способам извлечения натуральных гармоник.
В качестве примера авторами настоящей статьи рассматриваются натуральные гармоники, соответствующие некоторым звукам низкого регистра флейты (h, c1, cis1, d1) вплоть до частоты 10 кГц. Рассматриваются теоретические возможности современного исполнителя на указанном инструменте, связанные с извлечением натуральных гармоник. Предложены практические рекомендации по рациональному овладению данным приемом, опирающиеся на принцип психофизиологической установки (ранее апробированный в педагогической работе). Рассмотрено применение натуральных гармоник в художественном репертуаре (Концертино E-dur для флейты с оркестром А. Томази).
Ключевые слова
исполнительство на деревянных духовых инструментах, нетрадиционные приемы игры, гармонические звуки, извлечение натуральных гармоник на флейте, Концертино для флейты с оркестром А. Томази.
Для цитирования
Леонов В. А., Палкина И. Д. Гармонические звуки в исполнительской практике деревянных духовых инструментов (на примере флейты) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 105–112.