А. А. Чекалин
О тембровом своеобразии струнных квартетов Бориса Тищенко
В отечественном камерно-ансамблевом искусстве второй половины ХХ столетия явственно прослеживается тенденция к целенаправленному обновлению арсенала используемых музыкально-языковых средств. Композиторы (прежде всего, поколение «шестидесятников») и музыканты-исполнители стремились активно осваивать и претворять самые разнообразные техники и приемы «Новой музыки». В указанном контексте нередко фигурировали и различные тембровые приемы, способствовавшие обогащению традиционной музыкальной драматургии, а в перспективе – формированию самостоятельного уровня драматургического развития, связанного с активным использованием тембровых средств.
Одним из показательных примеров соответствующего толкования камерно-ансамблевой музыки является творческое наследие Бориса Тищенко (1939–2010), прежде всего – шесть его струнных квартетов. В каждом из них обнаруживаются весьма оригинальные и самобытные тембровые решения – от более-менее протяженных эпизодов и отдельных частей циклических произведений до концептуальных замыслов многочастного целого. Использование широкого диапазона смычковых штрихов и приемов игры, а также их комбинаций, различных вариантов фактурного изложения (особенно техники двойных нот и аккордов, способствующей возрастанию фонического потенциала камерно-ансамблевого письма), многочисленных средств полифонического насыщения музыкальной ткани (от классического имитационного контрапункта до микрополифонии), – все это является значимыми стимулами для последовательного формирования темброво-драматургических сопряжений («диалогов» или «конфликтных столкновений»), благоприятствующих реализации того или иного художественного замысла. В числе подобных замыслов, согласно толкованию автора настоящей статьи, могут рассматриваться «дискуссии» или «конфликтные противостояния» традиционного и новаторского, запечатлеваемые на протяжении Пятого и Шестого струнных квартетов Б. Тищенко.
Ключевые слова
Борис Тищенко, камерно-ансамблевое творчество, струнные квартеты, тембровый потенциал выразительности, музыкально-драматургическое развитие.
Для цитирования
Чекалин А. А. О тембровом своеобразии струнных квартетов Бориса Тищенко // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 112–118.