И. В. Калатай
Творческая деятельность Даниэля Баренбойма в XXI веке: репертуарные акценты
В данной статье освещаются важнейшие направления многогранной творческой деятельности Даниэля Баренбойма в 2000–2020-х годах. Отмечается приоритетная роль индивидуального подхода к репертуару как существенной предпосылки успешного осуществления музыкальных проектов, реализованных выдающимся артистом на протяжении указанного периода. Особо подчеркнута значимость наследия Л. Бетховена (фортепианного, симфонического, камерно-ансамблевого) – своеобразной «доминанты» всей профессиональной деятельности Д. Баренбойма. В частности, одним из ярких событий «бетховенского» 2020 года явился выход нового аудиоальбома, включающего запись 32 фортепианных сонат великого композитора («Deutsche Grammophon»). Примечательной особенностью этой записи явилось использование «прямострунного рояля» («Barenboim-Maene»), спроектированного и изготовленного Д. Баренбоймом и бельгийским фортепианным мастером К. Мане.
Другое важнейшее направление творческой деятельности Д. Баренбойма в первой четверти XXI века обусловлено просветительскими устремлениями, связанными с популяризацией «Новой музыки». Констатируется видимая преемственная связь между актуальными проектами, осуществляемыми Д. Баренбоймом, и многолетней просветительской деятельностью его давнего друга П. Булеза в качестве симфонического дирижера и музыкального продюсера. Наглядным тому подтверждением является художественная концепция музыкального фестиваля «Дистанция/Близость» (2020), разработанная и успешно реализованная Д. Баренбоймом в условиях недавней пандемии. Общий девиз фестиваля («От Булеза до наших дней») и утвержденный состав участников (последователей и единомышленников этого французского композитора), программы осуществленных онлайн-концертов позволяют рассматривать «Дистанцию/Близость» как весьма примечательный образец современного мемориального арт-проекта. В статье обозначены перспективы дальнейшего развития указанной просветительской тенденции с привлечением педагогического коллектива Музыкальной академии «Баренбойм-Саид» (Берлин), организованной при участии Д. Баренбойма.
Ключевые слова
Д. Баренбойм, исполнительский репертуар, творческое наследие Л. Бетховена, рояль «Barenboim-Maene», фестиваль «Дистанция/Близость», музыкальная академия «Баренбойм-Саид».
Для цитирования
Калатай И. В. Творческая деятельность Даниэля Баренбойма в XXI веке: репертуарные акценты // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 133–139.