Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. Ю. Андрущенко

«Картины Тихого Дона» в творчестве ростовских композиторов: 1940–1980-е годы (очерк 1)

Данная публикация посвящена 275-летию Ростова-на-Дону, отмечаемому в сентябре 2024 года. Автор упоминает, что Ростовский союз композиторов изначально формировался как профессиональная организация, призванная уделять особое внимание региональным проблемам художественной культуры – от целенаправленного изучения и творческого претворения многонационального фольклора Юга России до создания музыкальных произведений, запечатлевающих крупнейшие события прошлого и настоящего в жизни донского края. Исходя из этого, общая совокупность указанных произведений может быть уподоблена «звуковой летописи» региона. При этом «панорамный» охват разнообразных «картин Тихого Дона» естественно обусловливается различием авторских подходов к решению соответствующих «хроникальных» задач. В качестве «иллюстраций» далее характеризуются произведения советского периода (1940–1980-х годов), раскрывающие «донскую тему» и принадлежащие широко известным ростовским композиторам старшего поколения – А. Артамонову, Л. Израйлевичу и Г. Балаеву. Так, Первая («Казачья»), Четвертая и Пятая («Песнь о Волге-Доне») симфонии, а также опера «Кондрат Булавин» А. Артамонова репрезентируются как образцы ярко выраженного драматического («театрально-действенного») подхода к воплощению обозначенной темы. Оркестровые и вокально-оркестровые произведения Л. Израйлевича («Донская симфоническая трилогия», «Ты кормилец наш, славный тихий Дон», «Азов-град» и др.) рассматриваются в качестве примеров эпического («сказового») решения. Песни Г. Балаева, посвященные «любимому городу» Ростову и в целом донскому краю, запечатлевают лирический ракурс воплощения «региональной» тематики. Возникающая при этом «классическая триада» – сопряженность драмы, эпоса и лирики – позиционируется автором статьи с учетом дальнейшего освещения множественных композиторских подходов к воссозданию «картин Тихого Дона».

Ключевые слова

Ростовский союз композиторов, воплощение «донской тематики» в композиторском творчестве, А. Артамонов, Л. Израйлевич, Г. Балаев, произведения 1940–1980-х годов.

Для цитирования

Андрущенко Е. Ю. «Картины Тихого Дона» в творчестве ростовских композиторов: 1940–1980-е годы (очерк 1) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 16–21.

DOI

10.52469/20764766_2024_03_16