Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Л. Воротынцева

Минималистская лексика как путь достижения «новой простоты» в творчестве Г. Толстенко

Статья посвящена особенностям применения минималистской лексики на пути достижения «новой простоты» в творчестве современного ростовского композитора Г. Толстенко. Автором статьи рассматриваются конкретные примеры соответствующих художественных концепций, связанных с музыкальной лексикой минимализма как инструментом реализации «новой простоты».

Цель настоящего исследования – изучение некоторых возможных подходов к воплощению «новой простоты» сквозь призму творческой индивидуальности Г. Толстенко. Основная задача – проанализировать лексику минимализма в инструментальных сочинениях современного отечественного автора, понимая под минимализмом предельную лаконичность средств выражения. Предмет исследования – «новая простота» в композиторском творчестве рубежа XX–XXI столетий.

В работе представлены музыкальные произведения Г. Толстенко, в которых наглядно реализуется технический аспект минимализма, – камерно-ансамблевая сюита «Infinito» и оркестровая дилогия «Звуки Акаши». Автор последовательно рассматривает особенности музыкального языка, драматургии, структуры и образно-смысловой стороны сочинений. При этом исследователь характеризует «новую простоту» одновременно и как стилевую тенденцию, и как концептуальный ориентир творческой деятельности художника, целью которой, прежде всего, является возрождение традиционной музыкальной коммуникации.

В современном музыкальном искусстве «новая простота» раскрывается по-разному, но так или иначе соотносится с ориентацией на языковое опрощение. При этом каждый из композиторов тяготеет к выбору собственного пути: краеугольным камнем для индивидуальных творческих решений является тот или иной философско-эстетический концепт. Тем не менее, в музыке приверженцев «новой простоты» нашего времени, среди которых А. Пярт, А. Рабинович-Бараковский, В. Мартынов, В. Сильвестров, А. Харютченко, А. Ковалева и др., присутствует некая общность; целостное ее осмысление обусловливает актуальность настоящего исследования.

Ключевые слова

композиторское творчество рубежа XX–XXI веков, «новая простота», техническое опрощение, минимализм, концептуальность.

Для цитирования

Воротынцева Л. Минималистская лексика как путь достижения «новой простоты» в творчестве Г. Толстенко // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 22–28.

DOI

10.52469/20764766_2024_03_22