А. В. Денисов
«Французский по-русски»: скрытые подтексты в куплетах Трике из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского
Куплеты Трике, звучащие в картине бала оперы П. Чайковского «Евгений Онегин», обычно трактовались исследователями как второстепенный номер, имеющий декоративную функцию. Вместе с тем его конкретное решение имеет ряд специфических особенностей. Как известно, он представляет собой цитату популярной в первой половине XIX века песни французского композитора А. де Боплана «Dormez, dormez chères amours» («Спите, спите, дорогая возлюбленная»). Она пользовалась известностью в Москве и Петербурге начала 30-х гг. XIX в. (об этом свидетельствуют соответствующие публикации), Чайковскому же была знакома по одному из сборников серии «Chants et chansons populaires de la France», хранившемуся в его библиотеке. Показано, что выбор данного первоисточника определялся вполне конкретными художественными мотивами (в аналогичной сцене пушкинского романа упоминается другое произведение – «Reveillez-vous, belle endormie» Ш. Дюфрени). Поэтический текст первоисточника представляет собой диаметральную противоположность содержанию предшествующей картины – объяснения Онегина с Татьяной. Выразительной выглядит и трансформация музыкального материала в сторону упрощения, фактически демонстрирующая уникальный для творчества Чайковского образец пародии (хотя и без карикатурного искажения). Выразительный эффект усиливается также самой формой преподнесения поздравительного текста Трике на исковерканном русском (вопреки традициям отечественной дворянской культуры XIX столетия). Исследователь приходит к выводу о том, что использованный Чайковским в куплетах прием семантической инверсии связан как с содержанием оперы в целом, так и с ее ведущими сюжетными планами – повседневно-бытовым и интроспективно-психологическим.
Ключевые слова
цитата, семантическая инверсия, пародия, куплеты Трике, бал, полилингвизм.
Для цитирования
Денисов А. В. «Французский по-русски»: скрытые подтексты в куплетах Трике из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 29–36.