Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Т. Э. Батагова

О формах синтеза в современной фортепианной музыке московских композиторов

Данная статья посвящена фортепианной музыке, созданной московскими композиторами в последней трети XX – начале XXI века. Отмечается роль музыкантов, имеющих двойное – композиторское и фортепианное – образование, занимающихся и сочинением, и концертно-исполнительской деятельностью. Для таких авторов, как А. Чайковский, Л. Бобылев, Т. Сергеева, В. Довгань, И. Соколов, А. Ананьев, А. Агажанов и другие, фортепиано становится особым знаком причастности к великой классико-романтической традиции. Рассматриваются традиционные и нетрадиционные формы синтеза музыкального и внемузыкального начал, подчеркивается особенный характер преломления литературно-поэтических, культурно-исторических и живописно-изобразительных образов в фортепианных произведениях с программными названиями, посвящениями и авторскими комментариями. Отмечаются новаторские черты подобных сочинений в области музыкального языка, композиции, стиля, драматургии. Особое внимание уделено жанру фортепианной сонаты, претерпевающей композиционные и музыкально-языковые трансформации под воздействием программности. В сонате К. Волкова «Русский Север» идея синтеза музыкального и внемузыкального начал воздействует на приемы музыкальной драматургии, музыкальную образность, в «Лунной сонате» В. Екимовского – на выбор интертекстуальной композиторской техники. На основе анализа новаторских «Симфонии для препарированного рояля» Л. Родионовой, триптиха «Звонарь» Е. Кожевниковой сделан вывод о синтезе жанров, фортепианного и оркестрового письма. Рассмотрение пьесы «Не торопись, Чепаев» С. Загния позволяет сделать вывод о метамодернистских устремлениях автора и новой форме синтеза слова и музыки – порождении данной эстетики. Другая форма синтеза искусств представлена феноменом инструментального театра С. Жукова, автора «Книги превращений для приготовленного рояля» и моноспектакля «Стихомания».

Ключевые слова

современная музыка для фортепиано, Союз московских композиторов, композиторы-пианисты, синтез музыки и слова, синтез музыки и театра, фортепианные опусы конца XX – начала XXI века, программность.

Для цитирования

Батагова Т. Э. О формах синтеза в современной фортепианной музыке московских композиторов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 67–74.

DOI

10.52469/20764766_2024_03_67