Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Ф. М. Шак

Исследование о джазе У. Сарджента в исторической перспективе

В 1938 году была опубликована книга «Jazz: Hot and Hybrid»», написанная музыковедом и журналистом У. Сарджентом. В данном исследовании осуществлялся содержательный анализ музыковедческих и социокультурных аспектов джаза. Автор настоящей статьи акцентирует внимание на ангажированности многих публикаций о джазе того времени, выдержанных в подчеркнуто апологетических тонах. Книга Сарджента выгодным образом отличалась от множества стереотипных опусов своей непредвзятостью и рациональным анализом исследуемого феномена. Она представляла собой высказывание, принадлежащее академическому музыканту с большим опытом практического музицирования. В силу обозначенных причин непримиримый противник джаза и музыки массовых жанров Т. Адорно избрал труд Сарджента в качестве авторитетного источника для своих работ. Несмотря на то, что в исследовании Сарджента декларировалась мысль о первостепенном значении музыковедческого подхода к джазу, его работа содержала эскизные наброски, связанные с музыкально-социологическим анализом. Рассуждая о бытовании джаза, автор часто использовал термин «стандартизация», который характеризовал включение джаза в строго регламентированные стандарты производства коммерческой музыки, основывающейся на стереотипных элементах строения композиций и коммерциализации материала. В статье показано, что Адорно заимствовал термин «стандартизация» непосредственно из работ Сарджента, позднее систематически используя данный термин в многочисленных эссе, посвященных массовой музыке. Несомненный исторический интерес представляет выход советского перевода труда Сарджента. Опираясь на рукописные материалы, хранящиеся в личном архиве отечественного джазового исследователя, теоретика и методиста Е. В. Овчинникова, автор статьи описывает ряд исторических деталей, связанных с подготовкой издания русскоязычной версии упомянутого труда.

Ключевые слова

У. Сарджент, Т. В. Адорно, Е. В. Овчинников, джазовая критика, стандартизация в массовой музыке, история джаза, переводы джазовой литературы в СССР.

Для цитирования

Шак Ф. М. Исследование о джазе У. Сарджента в исторической перспективе // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 95–101.

DOI

10.52469/20764766_2024_03_95