Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. О. Тугаев, Т. Ф. Шак

Музыка в телевизионном сериале «Ненастье» С. Урсуляка: от социальной достоверности к психологическому подтексту

В статье представлен анализ музыки телесериала «Ненастье» (2018), снятого режиссером С. Урсуляком по одноименному роману Ал. В. Иванова – отражению реальных событий из жизни героев-«афганцев» после их возвращения на Родину в контексте политических и социальных тенденций в России 1990-х годов. Рассматривается музыкальный тематизм фильма, основанный на разнообразных цитатах, которые выполняют лейттематическую функцию: «Песня о волшебном цветке» Ю. Чичкова – лейттема Тани; Менуэт g-moll Г. Ф. Генделя – лейттема взаимоотношений Тани и Германа; «Прощание с Россией» Э. Артемьева (из художественного фильма «Автостоп») – лейттема Родины. Особое внимание уделено песенному материалу, представленному популярными песнями отечественной и зарубежной эстрады последней четверти ХХ века и наделенному важной ролью в раскрытии идейного замысла фильма. В целом музыкальный тематизм соотносится с тремя образно-драматургическими и сюжетными линиями сериала: лирико-драматической (взаимоотношения главных героев), героико-эпической (воспоминания об Афганистане, сцены боев), социальной (жизнь и быт «афганцев» после возвращения на Родину). Это находит отражение в кульминациях, дифференцируемых с учетом эмоционально-выразительного фактора и местоположения в форме. Анализ драматургического процесса свидетельствует, что в фильме представлен смешанный тип драматургии, реализуемый, в том числе, через музыку и сочетающий особенности конфликтно-драматического (динамика образов, волновой принцип «крещендирующего» развития с несколькими кульминациями и развязкой на последних кадрах фильма) и контрастно-эпического (наличие нескольких параллельно формируемых драматургических линий, принцип контрастного сопоставления событий) типов. Разножанровый цитатный материал способствует воссозданию социальной достоверности происходящего за счет песенного пласта, а также психологического подтекста, формируемого цитатами из музыки Г. Ф. Генделя и Э. Артемьева.

Поскольку жанр телесериала является важной частью творчества С. Урсуляка, отмеченные принципы подбора и введения музыкального материала указывают на определенную специфику его режиссерского мышления.

Ключевые слова

жанр телевизионного сериала, режиссер С. Урсуляк, песенный материал, цитата, лейтмотив, драматургия, кульминация.

Для цитирования

Тугаев В. О., Шак Т. Ф. Музыка в телевизионном сериале «Ненастье» С. Урсуляка: от социальной достоверности к психологическому подтексту // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 21–31.

DOI

10.52469/20764766_2024_04_21